11:04 ЗАВЕТ РАДОСТИ | |
Н.К. Рерих. ЗАВЕТ РАДОСТИ На пороге Нового [1941] года Латвийскому Обществу Друзей Музея Рериха Дорогие друзья! Кончился этот год великого напряжения. В следующий же год мы должны войти с сознанием того, что это напряжение наше еще возрастет. Подготовим свое сознание ко всем трудностям и всем потрясениям, которые нас ожидают. Весь мир теперь переживает сдвиг во всех своих основах. Человеческое сознание вовлечено в колоссальное огненное крещение. Как трудно теперь каждому чуткому сердцу. Как тяжко дышать в этой сгущенной атмосфере планеты. Сердце воспринимает ужасные яды человеческого сознания, и лишь искренняя преданность и любовь способны их трансмутировать в свет. Вам известен закон, что испытания и страдания возрастают пропорционально величине человеческого духа и широте его сознания. Вы знаете также, что крест уже издревле нам заповедан как символ ученичества. «Когда ученик вступает на Путь, он возлагает свое сердце на крест», - говорит древнеиндусская поговорка. «Люди надеются, - читаем мы в «Братстве», - вот придет оно, самое трудное, но за ним начнется сладкая амрита. Что же подумают люди, если сказать им, что за трудным придет труднейшее! Может быть, люди попытаются соскочить с пути человеческого? Но куда же им уйти? Только тот восчувствует сладость амриты1, кто не устрашится труднейшего». (Братство, 304) Но мы неоднократно воспринимали Указание принять на себя самое трудное. Ибо все легкое несоизмеримо с эволюцией. И сколько раз нам сказано, что светлое, сильное сознание должно даже возрадоваться препятствиям и нападениям, ведь они необходимы для продвижения нашего духа. Сердце, познавшее опасность и бездны, познает также и Свет. «Печально, если кто-нибудь не подвергается нападениям. Значит, его энергия в очень слабом состоянии и не вызывает противодействия. Только несведущие могут считать нападения несчастьем». (Братство, 94). Так же. Как напряжение духа является магнитом, привлекающим все лучшие возможности, так и потрясения укрепляют в нас психическую энергию. «Запас психической энергии должен быть пополняем, - читаем мы в «Братстве». – Без нагнетения она не получит Высшую Помощь… Поразительно наблюдать, как утеснения и гонения умножают силы. Можно удивляться, откуда люди черпают силы сносить и противостоять поношениям». (Братство, 240). «Зерно духа как бы нуждается в ударах укрепляющих… Люди не могут постигать целительного свойства подвигающих ударов, как бы разрядов–двигателей». (МО I, 642). «Не бойтесь нагружения, оно лишь явит огонь сердца». (МО I, 647). «В древних общинах приветствовали каждого подвергшегося испытанию… Считали, что испытание уже есть порог к продвижению». (Братство, 489). Потому, если сказано, что в нынешней грозной эпохе все миры и все человечество на радикальном испытании, то отнюдь не будем отчаиваться, но возрадуемся. Ибо мы знаем, что из испытаний рождается свет и красота. Испытания возлагают на нас великую ответственность, которая на высших ступенях сознания возрастает до ответственности перед всей Вселенной. Тогда сознание несет полную чашу ответственности, завет Радости, хотя радость эта – кристалл неизмеримых болей самоотречения. Так вместе со страданиями и испытаниями растет наша радость духа. Радости, как особой мудрости, как великому учению жизни, учит нас Учение Жизни. «Будьте радостны. Будьте, будьте радостны не желанием, но устремлением духа. Будьте радостны не желанием ваших предков, но приказом всего сознания, чтобы создать ту же светлую нить, которая соединяет все миры. Будьте радостны не удачей дел, уже истлевших, но знамением суждённого и уже отмеченного в свитках Грядущего. Будьте радостны не желанием покоя, но возмущением стихий, ибо лишь возмущённая стихия будет служить вам… Так поймите, что радость есть особая мудрость, и не оставляйте огней Света над остатками трапезы». (Иерархия, 96). «Чем же достичь удачи? – читаем в Мире Огненном» (ч. I). – Запомни – радостью… хватит ли вашей радости, которая облегчает всходы? Мы всегда советуем радость. Нужно признать и вспомнить, что вы бывали удачны, когда радовались. Конечно, это не веселье телёнка на лугу, но творящая радость, которая преображает трудности. Игра Матери Мира в радости; Она покрывает просвещённых радостью. Радуйтесь и среди цветов, и среди снега, тоже полного благоухания, — радуйтесь! (МО I, 663). Но такая радость есть нечто совсем другое, чем то, что так часто понимается под радостью. Это озаренная радость познания и страданий. Именно, по качеству такой радости можно познать духовного человека. Но как же радоваться, когда миру так тяжко, когда боли так много? Однако Учение даже в самых тяжких условиях советует искать благословение радости. Рассмотрим различные виды этой высшей, духовной радости. Прежде всего, она проявляется в торжественности. Торжественность – это чистая вибрация нашего сердца, это звучание сердца на высший лад духа. Это «мост над нашими отношениями», это «крылья подвига». Это божественная тишина, в которой сердца внимают и возлюбляют друг друга. Торжественность – это свет наших молитв. Именно теперь, когда разрушительные силы хаоса свирепствуют в мире, Учение призывает к торжественности как к нашему спасению, как к нашему единому пути Ввысь! «Нужно осознать, какое очищение снисходит при преисполнении целительной торжественностью». «Настроение торжественности будет лучшим проводником к Братству». (Братство, 295, 602). Потому желаю вам в будущем году удвоить торжественность во всех ваших взаимоотношениях, мыслях и действиях. Великую радость духа дает нам также сердечная молитва. «Молитва должна быть радостна, ибо собеседование с Высшим Миром, именно, будет полно восторга и торжественности. Но такая радость будет особой мудростью» (Аум, 113). Преисполняя свою жизнь торжественностью, надо также облечься в непрестанную молитву сердца. Желаю вам в будущем году еще следующих качеств духовной радости: смирения и великодушия. Именно, великое смирение и скромность духа возвещались великими Учениями, в них облекались все подвижники, испившие полную чашу яда на благо человечества. Этого самоотреченного духовного смирения так часто недостает людям в их взаимоотношениях. Потому на пороге Нового года я желаю вам подучать: «В чем и против кого я учинил худое, и с кем я должен вновь уладить свои отношения. Пусть моим сердечным желанием будет – поставить крест над прошлым и протянуть руку тому, с кем имел ссору, просто, по-дружески. Даже к своему врагу подойти без ненависти – это любовь Христова». Это отнюдь не является непротивлением, но показывает лишь наше великодушие и любовь. А «великодушие и любовь есть питание сердца, без этих энергий сердце засыхает». При том, кто смиряется в сердце своем, тот одновременно и возвышается. Потому хочу повторить вам всем непреложное: если кто еще будет таить в себе мелочные мысли обидчивости и самости в этом грозном году, пусть пеняет на себя. Третья часть человечества ныне вовлечена в кровавую братоубийственную войну, миллионы человеческих сознаний страдают в испытаниях и конвульсиях; кто же в такое время станет заниматься перебиранием четок. Страждущий мир ждет нашей помощи. Все духовные сознания должны сплотиться в братство, чтобы преодолеть хаос тьмы. «От храма заглянем и в подвал. Сумеем удержать в себе не только парение, но и сострадание. У каждого человека есть открытая рана. (Аум, 113). «В каждое мгновение кто-то где-то претерпевает ужасное бедствие. Не забудем об этих гибнущих, пошлем им мысли спасительные. (Братство, 585). Утром и вечером в каждый момент своей жизни будем устремляться им на помощь своей мыслью благословляющей. Если во многом мы можем помочь своим ближним уже тем, что бываем весьма внимательны и бережны к ним и не наносим им страдания, то попытаемся же войти в их душу и понять их, их страдания и стремления. «Не причиним страдания, - читаем мы в «Братстве». - Пусть же люди поймут, насколько легче не причинять страданий, нежели потом исцелять их. Пусть человечество откажется от причинения страданий, и немедленно жизнь преобразится. Не трудно не мучить друга. Не трудно подумать, как избежать нанесения страданий… Не причиняй страдания — Завет Братства. (Братство, 571). Хочу также пожелать вам в будущем году усилить следующие качества духовной радости – радость беспредельного познавания. «Люди должны стремиться к неограниченному знанию, - читаем мы в Учении. – Знание превыше всего. Каждый, кто принес частицу знания, уже благодетель человечества. Каждый, собравший искры знания, будет подателем Света. (Аум, 97, 440). «Вечная интеллигентность пусть будет вечной нашей целью», - эти слова латышского поэта Порука начертаем и мы на своем знамени. Вновь и вновь хочу вам напомнить, что без знания, черпаемого нами из Учения Жизни2, мы должны стремиться также к широчайшему образованию и культурным достижениям. Ни на мгновение мы не должны забывать, что мы, последователи Учения, должны быть самыми образованными и самыми культурными людьми. Мы должны быть способны соперничать даже с профессорами, понятно, не в их специальных знаниях, но в логическом мышлении, в находчивости суждений и в культурном кругозоре. Только обладая широкими познаниями и культурным духом, мы будем способны истинно служить Учению… Много планов и задач у нас задумано, но для их осуществления нам столь необходима именно самоинициатива и самодеятельность членов, которые могли бы принять самое огненное участие в культурно-строительном труде нашего Общества. Наряду с радостью о знании, мы должны радоваться о прекрасном. Но не только питать энтузиазм в сердце, мы должны также осознать и существенно понять красоту и искусство. Ведь мы все теперь поставлены стражею в таком величественном храме красоты, как наш Музей. Потому мы должны учиться познать и оценить искусство с формальной точки зрения, чтобы посетители не считали нас невеждами, недостойными этого храма. С этой целью в этом году мы устроим для членов лекции по искусству и экскурсии по музеям и выставкам. Такую чистую духовную радость мы должны иметь также о строительстве, труде сознательном и сотрудничестве, куда мы вкладывали бы весь свой сердечный огонь мысли о качестве, красоте и помощи ближнему. Но не все эти виды радости увеличивает и благословляет радость великого самопожертвования и служения. «Подвиг и мужество Мы заповедали как величайшую радость, - говорит Великий Владыка. – Можно учиться радоваться подвигу. Невозможен подвиг в унынии. Нужно особенно светло зажечь Огни, когда идем на победу, так помните особенно в дни утеснения». (МО I, 377). Но такая радость – это розы, обвившие крест, который человек взял на себя. Это тихий свет, излучаемый исполненными заботою очами. Такая радость – это неумолкающая боль сердца во благо других. Но где же найти истинный источник радости? Да. Мы знаем, что полезно насыщать пространство радостью и очень опасно устилать небеса горем. Но от земли до дальних далей во всем мире теперь разлито столько тоски. «Учитель не однажды говорил — радость! – читаем мы в «Братстве» - Но ученики недоуменно озирались — где же она радость? Небо тучно и повсюду грусть. Но поверх настроения Учитель предвидел радость. (Братство, 495). Такую радость, как великую мудрость, нужно познать духовному сознанию именно в наши дни, когда Армагеддон достиг высшего нагнетения, когда равновесие планеты на чаше весов, когда перед каждым светлым сознанием разверзаются испытания и бездны. Ныне столько страданий в мире. Силы противодействующие так напряжены. Пространственные токи так угнетающи. Духовному человеку иногда так трудно дышать. Человек нуждается теперь в мужестве и терпении, как никогда еще. Теперь приходится «собрать все мужество, чтобы противостать натиску тьмы. Но что же укрепляет такое сверхчеловеческое мужество? Именно Братство может дать силы несломимые». (Братство, 549). Но даже среди величайшей опасности мы должны облечься спокойствием духа и сохранить в сердце своем неприкосновенной серебряную нить. Эта нить – самоотверженная преданная наша мысль о Владыке и об Иерархии Света, которая спасает нас и окрыляет пламенем радости. Эта мысль нашего сердца говорит нам, что ни на миг мы не оставлены без помощи. Часто именно тогда, когда мы уже как-будто перестали ждать, в самую последнюю минуту на краю бездны нас сдерживает Высшая Рука. «Легче переходить через пропасть, если крепка связь с Владыкою». (Иерархия. 85). «Нужно обороняться Владыкою». (Иерархия. 86). «Радость легко достижима, если каждый момент ощущаете преданность Нам». (Агни Йога, 110). Мысль о Владыке и наше взаимное единение и сплочение, то братство, которое мы создадим из наших взаимоотношений и сотрудничества, из наших чувств симпатии и дружбы, из нашего устремления к пути Служения – пусть все это и послужит нашей путеводной звездой и высшей радостью духа. Эту радость я желаю вам от всего сердца сохранить навсегда. Кончая, я хочу привести отрывок из письма Елены Ивановны: Вчера особенно тяжко ощущалось неслыханное нагнетение атмосферы. Целая буря токов. Думаю, что вы ощущаете это небывалое напряжение. Но переживем и это. Сумеем стоять твердо в самые трудные дни, иначе чем докажем свое понимание Учения Жизни? Сумеем найти новую радость в несении благого строительства среди непонимания. Мы на Великом Служении, одно это слово «Служение» уже отзвучит радостью в сердце. Ведь это Служение означает уже принятие в ряды сотрудников Великой Обители. Так будем закалять свое мужество и в молнии и в вихре усмотрим сверкание истины. Сказано: «Не всегда в земном состоянии люди могут усмотреть полезные нарастания. Пойдем в Подвиге и в доверии к Руке Ведущей». Итак, возрадуемся, друзья ибо наша радость о Великом Владыке, об Иерархии Света, о великом строении Великого Будущего на нашей планете. 1. Амрита (санскр.) – небесный напиток, или пища богов, дарующая бессмертие. 2. Учение Жизни – учение Агни-Йоги или Живой Этики.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |