18:11 День единения славян | |
25 июня 2017 г.День дружбы и единения славян Интеллектуальное наследие, оставленное Н.К. Рерихом, составляет свыше 7 тысяч картин и 27 томов литературных произведений. В его творчестве важное место занимает славянская тема. В картинах серии «Начало Руси. Славяне», Рерих представил широким планом общественную жизнь, культуру наших далеких предков, показал их как организованные, дружные, трудолюбивые славянские объединения. Произведения Рериха впервые в истории русского искусства открывают панораму жизни наших предков среди почти нетронутой природы. Это ощущение взаимосвязи человека и природы, гармония их существования в вечном круговороте времен, ярко передано в искусстве Рериха. Замысел серии чрезвычайно оригинален. Рерих не стремится воссоздавать определенные исторические события. И хотя он воскрешает минувшее на основе научных данных археологии, сущность его работ не в реконструкции далекой эпохи, а в поэтическом воплощении. Для творчества Рериха характерны богатая фантазия, эмоциональное восприятие старины, умение передать сущность древней эпохи. Рерих твердо верил: «Не знающий прошлого не может думать о будущем».
Н.К. Рерих. Поморяне. Утро (1906). Горловский художественный музей. Горловка, Украина. Мечту о прекрасном, гармоничном мире Рерих воплотил в картине «Поморяне. Утро» (1906), пронизанной синими и зелеными тонами. На фоне красивого северного пейзажа изображены поморяне — одно из древних западно-славянских племён, живших на берегах прибалтийского Поморья. Образы убеленного сединами старца, женщины с ребенком, юноши-охотника обобщены и декоративны. В них заключен символический смысл – представлены разные поколения, олицетворяющие прошлое, настоящее и будущее, - вечное движение жизни.
Н.К. Рерих. За морями земли великие (1901). Государственный Русский музей. Санкт-Петербург, Россия В центре картины «Идолы» (1901) - высокий холм, на котором расположено древнее языческое капище, место, где люди молились и приносили жертвы своим богам. Священное место окружено плотным частоколом из бревен, на концах их – черепа жертвенных животных. Частокол плавно обрамляет изгиб реки. Четкость обобщающей линии рисунка дает произведению монолитное звучание. Н.К. Рерих. За морями земли великие (1910). Новгородский городской объединенный музей-заповедник. Великий Новгород, Россия. Перед нами небольшая картина: девушка с веткой рябины. идет по песчаному морскому берегу; на ней одежда и украшения, известные по раскопкам латышских могильников X века. Само название картины «За морями земли великие» будит в воображении повествования о далеком морском путешествии. Сам мастер писал: «Эта картина была впечатлением побережья. Северянка, навстречу дальнему ветру, мечтает о неведомых чудесных землях, о той сказочной Стране, которая живет в сердце человеческом». Мечта – вот что объединяет людей настоящего и прошлого.
Рерих Н.К. ВСЕСЛАВЯНСКОЕ Русский народ всегда любил своих дальних братьев. Готов был биться за них. Тою же сердечностью отвечали и славянские народы. Все-таки славянин — брат. Многим братьям выпала тяжкая доля. Тем драгоценнее чуять, что за долами, за горами живет братский народ. Летит сердечная мысль, согревается душа изболевшая и рождается надежда. Великое, необозримое сотрудничество возможно. Не только возможно оно, но даже заповедано под древними дубами на исконных советах славянских. Где только ни притаились славянские корни! Лужичане и поморяне словно бы совсем затерты, но все же Боривой не сгиб, и белые кони могут выйти из священных дубрав. Славянский съезд в Москве! — ведь это то самое, о чем мечталось еще в школьные годы. Казалось, что со всех концов Запада и Востока подымутся и сойдутся братья-славяне. Чем тяжелее выпадала судьба, чем холоднее, тем ценнее сойтись к костру, красному, прекрасному. Посудить общеславянское дело, поделиться печалями и радостями. Сообща можно много надумать и поддержать друг друга. Пусть этот съезд не будет случайным, порожденным общею бедою. Пусть он станет основою многих будущих светлых достижений. "Земля всеславянская" — так мыслилось. И картина эта в Белграде, в славянской земле, если только не порушена вражьей бомбою. Но если холст порвать и сжечь можно, то мысль нерушима. И в Праге "Русский Музей" — все памятки о той же мечте единения. И в Загребе — "Древняя Русь". И в Болгарии и в Польше друзья. Живы ли? Но дружество так же, как и мысль, нерушимо. Пусть в знак съезда возникнет всеславянский музей. Скажете — стоит ли собирать? Придет какой-нибудь варвар и разрушит все собранное. Ответим: "Пусть себе, на то он и варвар! А мы все-таки будем собирать. И помогут все, кому слово Культура не пустой звук". Так же и всеславянское единение не будет пустым звуком, а возгорится славный очаг сотрудничества и строительства. Да живет всеславянское единение! Рерих Н.К. Всеславянское / Листы дневника. Том 2. М.: МЦР, 1995.11 Августа 1941 г. | |
|
Всего комментариев: 0 | |