Главная » Статьи » Мои статьи

Та, которая ведет

Та, которая ведет
Солуянова И.М., г. Омск


     «Та, которая ведет» ("Ведущая") — так названа одна из известных картин Николая Константиновича Рериха, написанная им в 1924 году, вошедшая в серию картин «Его Страна».  Он посвятил ее, прежде всего, Елене Ивановне — своей спутнице жизни, Ладе, другине, вдохновительнице. На картине мы видим прекрасный образ женщины в светлом одеянии, с легкостью устремляющейся к  высотам Мира Горнего, за которой поспешно следует человек в темных одеждах, держась за край одежды Света. Эта работа Николая Константиновича заставляет о многом задуматься. И прежде всего, — в какой надземный мир ведет за собою эта прекрасная Ведущая, и что заставляет спешащего так неотступно следовать за Ней, преодолевая трудный путь.
     Мы знаем, что Елена Ивановна принесла человечеству Великий духовный Дар, —  Великое Провозвестие — Учение Живой Этики (далее — Учение), которое может быть названо Великим Благовестием. Но как все ду-ховные дары, он пока еще не оценен человечеством, отдающим приоритет богатствам материальным. Когда мы касаемся Облика Елены Ивановны, ее многогранного удивительного творчества,  мы, поистине, чувствуем дыхание самой Беспредельности. Поражают воображение ее осведомленность практически во всех областях знания, особенно тех, которые пока не являются предметом серьезного изучения для людей.  А изысканность и красота выражения ее мыслей придают этим знаниям особую притягательную силу.
     Каждая попытка понять или вместить Ее величественно-прекрасный Облик, приводит к осознанию того, что только через Учение можно постепенно приближаться к достижению цели. Не случайно Елена Ивановна ука-зывала: «...Величайшим Обликам приходилось и приходится прикрываться серым плащом, чтобы блеск Их не ослепил смутное сознание».1 «Даем много прикрытого  и постепенно приближаем осознание. Пусть не боится человек подходить близко, пока он не усвоит ритма Мозаики».2 Попробуем собрать воедино крупицы знаний из намеков и символов, рассыпанных в книгах Учения и в Письмах, чтобы увидеть контуры будущей мозаики. Ведь Учение Жизни не дает готовых формул, так как в его основу «положено правило, вернее, закон, что «все должно быть совершено человеческими руками и ногами».3
     Елена Ивановна прошла суровую школу жизни, которая не ограничивалась домашним очагом и воспитанием сыновей. Все ее высокие достижения и завоевания были сложены руками и ногами человеческим. Богатый внутренний мир и стремление к познаванию позволили ей не затеряться в лучах славы мужа — всемирно известного художника и творца — Николая Константиновича Рериха. И если Николая Константиновича по праву именуют Водителем Культуры, то и Елена Ивановна в полной мере заслуживает звания Водительницы Культуры. На их совместное с Николаем Константиновичем творчество указывает сама Елена Ивановна: «...Книги Учения, Учения Огненного я не хотела бы отрывать от Творчества Картин, ибо Творчество — едино. Творили и Творим вместе».4  Понятно, что для такого творчества необходимы не только единство взглядов и устремлений, но еще нечто, не доступное пока нашему земному пониманию. Обращает на себя внимание одно из высказываний Елены Ивановны: «Я знаю зарождение и развитие почти каждой мысли Н.К.»5 Можно предположить, что именно эта способность Елены Ивановны знать и поддерживать лучшие мысли Н.К., явилась основой их совместного незримого мыслетворчества, которому человечеству предстоит учиться. Из Учения известно, что психический аппарат женщины утонченнее мужского, и «женщина обладает всеми космическими энергиями и в большой степени именно творческой энергией»6.
     В силу этой особенности женского психического аппарата Елене Ивановне в этом творчестве была отведена своя роль, на которую указывает Владыка: «...если Фуяма (так в Учении именуется Н.К. Рерих — И.С.) — фокус для внешних действий, то Урусвати (в Учении одно из имен Елены Ивановны — И.С.) — пружина всех дел. И вся победа придет лишь из рук Урусвати»7.  «Если кому-то, — отмечает Елена Ивановна, — по жалкой слабости хочется быть на виду и показать, что он всем двигает, то пусть и думает так. Но истинный двигатель или пружина всякого механизма всегда скрыты, потому постараемся занять место пружины»8.
     Напряжение, с которым трудились Елена Ивановна и Николай Константинович на Земле беспримерно. Только для утверждения на Земле всемирного плана Культурного строительства им потребовались годы нелегкой самоотверженной работы. Нужно было не только составить сам план, предусмотрев все его мельчайшие детали и подробности, но и заложить основы широкой деятельности созданных ими культурных учреждений. Для этого следовало сформировать соответствующее мировоззрение сотрудников этих учреждений, дать правильное направление их мыслям и действиям. Елена Ивановна осуществляла это важнейшее водительство, о трудности которого мы можем составить некоторое представление, обратившись к ее письмам. Несмотря на то, что при жизни Николая Константиновича и Елены Ивановны этот план не был реализован в полной мере, но он существует и продолжает оставаться планом Культурного строительства Новой Эпохи — Эпохи Духоразумения, в которой вопросы Культуры Духа займут свое достойное место и будут предметом научного исследования.  
     Только осознавая всю важность и необходимость проводимой ими работы, можно было выдержать тот напря-женный ритм, с которым этим подвижникам Культуры приходилось трудиться многие годы. «...На нас, — отмечает Елена Ивановна, — лежит огромная машина многочисленных учреждений и т.д. Право, мы не имеем ни минуты для себя. Давно уже я не могу спокойно раскрыть книгу и углубиться в нее. Все приходится просматривать на лету, и то, если есть время. Также и задуманный мною труд тоже не может продвигаться, ибо я обещала некоторым корреспондентам еще полтора года отвечать на их письма и просматривать труды их. А корреспонденты все растут, и сами Вы знаете, как тяжело отказывать стучащимся. А тут еще наступила жара и духота монсуна, которая очень отражается на моем сердце. И уехать еще выше в горы Малого Тибета я не могу, ибо во время отсутствия Н.К. я должна стоять на дозоре»9. «Столько неотложных писем надо отослать, и не знаю, как справлюсь. Каждое отложение получаемых мною Сообщений — такой ущерб, ведь никто сейчас не может получить то знание, которое проливается сейчас во время моих Собеседований, и не только из-за моего особого Огненного Опыта, но и по причине кармической»10. 
   Это откровение Елены Ивановны помогает понять, что для Высшего Собеседования и получения Высокого Знания ей необходимо было иметь не только соответствующий физический аппарат, но и кармическое право, которое есть следствие действия Космических законов.
     Тема Огненного Опыта Елены Ивановны, который она проходила длительное время при непосредственном участии Великого Владыки в условиях плотного мира в физическом теле среди обычных условий, требует отдельного рассмотрения и исследования. Остановимся лишь на некоторых достижениях, которые стали результатом огненной трансмутации ее центров и явили «чудо обновления... организма»11. «Йога и процесс развития ее, — отмечает Елена Ивановна, — нелегки. Никакое утончение не дается без страдания. Простое развитие мускулов приносит трудные боли, то как может процесс напряжения и растягивания и смещения тончайших нервных нитей уявиться без особых болезненных ощущений»12.  Путь огненной трансмутации был избран Еленой Ивановной добровольно и осознанно. Ничто не могло остановить или задержать ее на этом Пути духовного усовершенствования: ни опасности огненного возгорания центров, ни угроза огненной смерти Духа. Ведь по мере огненного продвижения возрастала и её духовная мощь, которая проявлялась на плане духовном, скрытом от глаз физических.
     Способность ассимилировать пространственный огнь и разряжать атмосферу,   сдерживать и отводить огнен-ной стихии, чтобы предотвратить назревающие катаклизмы13, сотрудничать с Великим Владыкой в Его Космическом Строительстве и многие другие возможности были открыты для Елены Ивановны с умножением ее мощи. «Очень устаю, — отмечает она в одном из писем, — от постоянно уявляемых новых Лучей. Ведь только сознательно воспринятые Лучи могут принести пользу на нашем плане. Фокус необходим для всего. Вот я и служу фокусом для многих трудных, но полезных лучей. Лучи, воспринятые мною, помогают Владыке прививать их и другим сотрудникам...»14. Каждому садовнику знаком способ прививки, который позволяет превратить дикорастущее плодоносящее дерево в дерево окультуренное, дающее плоды лучшего качества.  
     Невозможно в полной мере оценить и другое достижение Елены Ивановны, о котором она упоминает как о рядовом событии: «Человечество на пороге величайшего открытия возможности проявления некоторых тонких тел в их видимости физической на физическом плане.<...> Радостно сознавать, что такая возможность вполне установлена»15.
     Для понимания значительности другого достижения Елены Ивановны, обратимся к высказыванию  Владыки: «...Каждый Махатма (Махатма переводится как «Великая Душа») начал свое восхождение из гущи народной, лишь дерзнув избрать трудный путь Великой Души. Также рядом с дерзновением он открыл в сердце возмущение духа, ибо как же иначе вспыхнут огни? На этих огнях претворяется ценное вещество секреций в целительную субстанцию. Можно видеть, как слюна огненного существа может устранять воспаление и вызывать жизненную энергию в отмерших центрах. Урусвати должна знать, что она обладает этим качеством»16. Из сказанного можно заключить, что одно из качеств Махатм, которое мог являть Христос, воскрешая людей, было также доступно и Елене Ивановне.
     Можно было бы говорить о чудесах, явленных Еленой Ивановной, но она считала, что чудес не бывает, суще-ствует лишь большее знание — знание Высших Космических законов, которые человечеством пока не признаются и потому не познаются. Эти знания относятся к области психической или духовной, которая, по словам Елены Ивановны «...так чудесна, так безгранична, но и полна опасностей и большой ответственности... Погружение в нее требует все качества истинного ученого и исследователя»17. Этим серьезным научным исследованиям, проводимым опытным путем, была посвящена большая часть жизни Елены Ивановны. Участниками и свидетелями этих опытов были ближайшие сотрудники Рерихов. В 1954 году, в одном из писем,  она рассказывает о своей напряженной работе на духовном плане: «я страстно сотрудничаю в космическом Опыте с Великим Владыкой и Его Братом на совершенно новом опыте уплотнения тонкого тела почти до физического.<...> Яро я уже преуспела в уплотнении Тонкого Тела Великого Владыки, но и своего.<...> Свой старый срок я уже пережила на 13 лет. Я должна была умереть по окончании Огненной Трансмутации и разъединения трех естеств. Но обстоятельства так сложились, что я смогла остаться и принять участие в Последнем Бою с Врагом Света и продолжить мою работу по Изучению Сокровенных свойств и Сил человека в связи с силами Космическими»18.  Значительно указание Елены Ивановны на кармическую связь с Владыкой, которая «...тянется на протяжении тысячелетий»19. Оно помогает понять не только кармические причины принесения ею Учения человечеству, но и значение ее деятельности на Земле. «...Во Главе стоит Владыка, — утверждает Елена Ивановна, — затем Н.К. и я, все действия сосредоточены у Н.К. Учение и духовное водительство дано мне...»20. 
     В необходимости понимания Облика Владыки заключается главная задача современного человека. «Если в этой жизни, — отмечает Елена Ивановна, — мы не подготовим себя к возможному приближению к Владыке, то ведь приближение это отодвинется на бесконечные тысячелетия! Нужно понять законы Циклов и все Величие Грандиозного Облика Создателя Сознания нашей Планеты!»21. «Все, что можно сделать, это лишь указать направление»22.
     Чтобы приблизиться к пониманию Облика  Владыки, обратимся к триптиху  «Fiat Rex», созданному Николаем Константиновичем Рерихом. В нем отображен заключительный акт Завершения цикла эволюции человеческого Атома или монады, которая «соответствует понятию духа»23.  С подробным описанием эволюции человеческого Атома или Монады в свете Новой Космогонии, можно ознакомиться, обратившись к письмам Елены Ивановны. Рассмотрим лишь основные положения.
     В этом триптихе символически представлен Апофеоз полного Завершения эволюции человеческой монады до Богочеловека. В центральной части триптиха изображен  в прекрасном сиянии Облик Владыки, пребывающего в Мире Высшем, не проявленном. Он Фокус, Источник Света, Знания, Благодати, Все самое Высокое связано с этим Началом. Три мощных Луча исходит из невидимого центра или Фокуса. Центральный Луч направлен в высшие сферы. Он символизирует связь с Высшим Миром и примыкание к Цепи Иерархии. Два других Луча слева и справа — символизируют  связь с мужской и женской фигурами, изображенными на двух других картинах триптиха. Это две принадлежащие Ему половинки, которые вследствие дифференциации в мире проявленном существуют как мужское и женское начало. При завершении своей человеческой эволюции эти половинки, принадлежащие друг другу и воссоединившиеся между собой в силу Космического Права, достигают полного Единения с Владыкой.  «Весь смысл наших бесконечных воплощений заключается в... нахождении и установлении правильного сочетания для Апофеоза полного завершения нашей эволюции»24 — утверждает Елена Ивановна.  Но «не может быть полного Завершения..., полного Архатства без уявления правильного сочетания и слияния со своей основной космической половинкой»25. «Нет Бога, кроме Богочеловека или Монады, прошедшего весь путь воплощений и уявившего раскрытие и развитие в себе всех заложенных в его Существе принципов до совершенства, положенного на эту Манвантару и дальше...»26. «Так осуществляется великое Духовное Объединение и бессмертное существование.<...> Лишь Объединенный Атом является Космическим Творцом и Создателем. Объединенный Луч не знает никаких преград и препятствий. Солнечный Владыка творит в полной гармонии Разума и Сердца»27. Необходимо иметь в виду, что «каждое творение на любом плане основано на двух началах. Эту истину нужно очень усвоить, так же как и другую, что в каждом творении необходимо участие энергий человека, как носителя высших принципов Космоса»28.
     Таким образом, Николай Константинович Рерих в триптихе «Fiat Rex» запечатлел Образ Истинного Космиче-ского Творца и Создателя в Его Триединой Сущности. В человеческом сознании Образ Творца и Создателя всегда отождествляется с понятием Бога. Однако, разница все же существует. «Настал час указать, — отмечает Елена Ивановна, — что Величайший Бог всех народов есть Единый живой Бог в Природе, Единое Вселенское Божество — Бог Непреложного Закона, Бог Справедливого Воздаяния... Тайны Духа так прекрасны, что можно лишь сказать: «Нельзя говорить о Несказуемом»29.
Чтобы осознать Образ Владыки, давшего Высокое Провозвестие в его духовном и земном проявлениях, обра-тимся к письмам Елены Ивановны, в которых она указывает: «Он Водитель Духов Мира Высшего, Мира Ог-ненного...»30,  «в Братстве Света этот Огненный Облик часто именуется Учителем Учителей.<...> Мы именуем этого Великого Иерарха Владыкой»31. Великий Дух «перед своим последним проявлением должен явиться в своей земной сфере как Владыка Шамбалы»32. С учетом изложенного, становится понятным, что Это величайшее проявление Духа Великого Владыки М. на земном плане будет явлено в двух началах: мужском и женском. Таким образом, на земном плане «Владыка М., Владыка Шамбалы... Водитель и Правитель нашей планеты»33, и есть Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи, оявленные как Владычица и Владыка Шамбалы, принесшие людям Великое Провозвестие Новой Эпохи.
     Великое Таинство духовного воссоединения или слияния Начал указывает на то, что и достижения Их стано-вятся общими, потому между мужским и женским началом не может быть соревнования или первенства одного начала над другим. Известно, что Николай Константинович не проходил огненную трансмутацию в физическом теле, однако, упоминая о его уходе, Елена Ивановна указывает на проявление Высокого огненного достижения: «Наш Светлый, — отмечает она, — ушел в йогическом преображении, его двойник сгорел еще при жизни, и потому он мог вознестись в высшие сферы, не задерживаясь в астральных слоях»34.
     Высокий Путь достижения Венца человеческой эволюции, предназначенный человечеству, указан Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем. Но каждый решает сам избрать или уклониться от него. Как уклонился от Пути Духа Князь мира сего, который «в силу своих прежних достижений на другой планете и по космическому праву являлся... Хозяином...»35 Земли. «При нормальном положении, — отмечает Елена Ивановна, — хозяин Земли вознес бы материю, наполняя части ее сознанием единства. Ведь Дух Владыки планеты проходит через человеческую форму как первоучитель овладения присущей ей материи...»36. «...Он должен был передать землянам свое знание и развиваться и подыматься вместе с обитателями своей планеты. На самом же деле именно он принес все человечество в жертву своей самости и гордыне»37 – указывает Елена Ивановна. Высшее духовное водительство было отвергнуто хозяином земли, в результате чего Высшей энергии для человечества стали не доступны; оно утеряло притяжение к Высшему Духовному Началу и половинки устремились на сочетание с новыми, не принадлежащими им половинками, так произошло великое смешение и нарушение равновесия начал, которое составляет основу Бытия. Вместо достижения Апофеоза и Венца человеческой эволюции оно обрекло себя на инволюцию и, как следствие, — на самоуничтожение. По Сокровенному Учению падение человечества началось со времен Атлантиды, когда Люцифер нанес удар культу Духа, которое закончилось полной инволюцией духа в материю.
     Спасти Планету и человечество от неминуемой гибели мог только Высочайший Дух, который по кармическому праву и принял «на себя ответственность за целый Цикл, или... Манвантару. В человеческом представлении такой Высочайший Дух сливается с Образом Бога личного и даже Бога Вселенского»38. В Книге «Мир Огненный» говорится: «Чье же сердце приняло Ношу непомерную? Слитое Сердце, знающее Космическую Ношу. Кто же несет бремя веков? Единое Сердце, знающее явление Беспредельности. Кто же устремляется в огненном подвиге? Единое Сердце, знающее Космическое Право...»39.  Елена Ивановна указывает на Матерь Мира, или Матерь нашей планеты, — ту Высокую Индивидуальность, духовные энергии которой участвовали при насыщении нашей планеты, при зарождении на ней жизни, начиная от жизни растительного царства»40. В книге «Беспредельность» сказано: «Наша Матерь Мира дала миру тот вечный подвиг, который лежит основанием Вселенной»41. Также сказано о делимости Духа, которая «дается лишь раз в космическом размахе»42. Елена Ивановна отмечает, что «Строители, или Иерархия Духов высших эволюций с других миров, жертвуют своим естеством для облачения монад в человеческую оболочку...»43. Составить некоторое представление об этой  жертве Великого Духа, Великой Индивидуальности во спасение человечества можно из малых намеков, данных Еленой Ивановной. Прежде всего обратимся к пояснению заповеди «О блаженстве Отдавшего душу свою за други своя», приведенной в книге «Иерархия»: «Часто эта заповедь применяется к самопожертвованию жизни, но ведь не сказано о жизни или о теле, но о духе. Тем самым дана задача труднейшая и длительная. Чтобы отдать душу, нужно образовать, расширить и утончить ее, тогда можно дать ее за спасение ближнего»44.  Таким образом, эта образованная и утонченная Душа, прошедшая Завершение более высокой эволюции в других Мирах должна была облачиться в человеческую Монаду, которой потребовалось повторно пройти все необходимые этапы земного пути на нашей планете до заключительного этапа — Апофеоза; тем самым исполнить обязанности Планетарного Духа. Однако, повторное прохождение огненной трансмутации уже утонченных духовных центров, угрожало опасностью их возгорания, что могло привести к Огненной смерти Духа. Необходимо отметить, что высокие энергии, действующие посредством тонких вибраций двух носителей Духа на земном плане в мужском и женском начале, были практически не доступны для восприятия их человечеством, не прошедшем для этого необходимый эволюционный путь. О невозможности вложить большой меч в малые ножны, — говорится в Учении; так символически можно представить себе соотношение действия энергий.
     Небывалое напряжение и ускорение должно быть явлено Высочайшему духу, на земном плане явленному двумя истинными Спасителями человечества, чтобы человеческими руками и ногами накопленные Знания передать человечеству в тех Искрах Света, которое оно могло вместить; тем самым, не дать человечеству до наступления Космического срока погрузиться в полный духовный мрак. Значительны слова Владыки: «Мы долго ждали, носительницу Нашего Завета — руками и ногами человеческими Нашу Чашу донести. Но ты задержалась, но сознание людское плыло медленно. Твой Дух ждал и бился, не переставая, в ритме с эволюцией45.  «Ты Наша Мать и Дочь! Ур[усвати] Тара, несущая Лотос серебряный»46 (Лотос серебряный означает высочайшие достижения Агни Йога в принятии космической синтетической энергии47, которые трансмутируются в знание48. Потому «открывать новые горизонты Великого Знания, которое верховно главенствует во всей Вселенной»49, Этим Спасителям приходилось, лишь полагаясь на собственные силы и силы ближайших Учеников. Вместо поддержки и помощи в принятии на себя части непосильной ноши этих Носителей Блага, человечество в большинстве своем, управляемое духом Хозяина Земли, только утяжеляло эту Ношу всевозможными противодействиями и предательствами. На это указывает  Елена Ивановна: «Великие Духи неустанно принимали на себя труднейшие жизненные подвиги, но мало кто из современников их понимал, хотя бы отчасти, величие и самоотвержение этих истинных Богочеловеков. Почти никто не мог вместить все значение творчества Их на плане земном и в мирах надземных.<...> На протяжении бесконечных тысячелетий в самоотверженном служении благу человечества отказывались Они от высших радостей в Мире Огненном и в кровавом поту стояли на дозоре, принимая терновые венцы и испивая чаши яда из рук облагодетельствованного Ими человечества! Когда завеса тайны приоткроется, множества сердец содрогнутся от содеянного ими против этих Искупителей»50. «Из них вышли все Основатели великих Царств, всех Религий, Философий, большинство алхимиков и отдельные фигуры Святых, но не ищите их среди церковников. Они – основатели живой религии Сердца, но не закре-пощающих догм. Они – Основатели и Огненные Очистители Религий»51.
     «Все величайшие воплощения объединяются в Едином Облике!» — утверждает Елена Ивановна, — Вот почему в Светлой Иерархии Облик этот именуется Учителем Учителей»52. «Явите... слияние всех Великих Обликов в Единый Свет Мира и обретете Истину. Делимость Духа велика и беспредельна..»53.   
     Все великое на Земле происходит неожиданно и совершенно иначе, нежели мы можем себе представить. И Великое Пришествие невидимо видимого Великого Владыки, Учителя Учителей, предуказанное всеми древнейшими Писаниями, которое означает конец Армагеддона, свершилось «неожиданными путями»54.  И как всегда, жизненный  подвиг Учителя Учителей, явленный в последнем воплощении на земном плане в Образе Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов, современниками не был понят и оценен в должной мере. Показателен ответ Елены Ивановны одной из сотрудниц на вопрос о старшем Махатме: «Велико будет Ваше изумление, — пишет она, — и, скажу, огорчение, когда Вы узнаете, Кто в действительности есть Старший Махатма. Великие Облики имеют много Аспектов и Имен»55. На одну из основных причин того, что Этот Приход должен был оставаться не замеченным, указывает Елена Ивановна: «Поверьте, дух Инквизиции еще силен, и если бы Христос появился сейчас на Земле, то Ему не миновать было бы, если и не распятия и костра, то суда Линча и в лучшем случае пожизненного сурового заточения с клеймом Антихриста»56. «Что же делать, если среди людей еще столько духовных недорослей, которые не могут отвечать на призыв Высших Вибраций»57.  Но это суровое знание природы людей никак не отразилось на Их подвижнической деятельности во благо человечества.     
     Известно, что Великий Приход будет отмечен последней битвой  в тонких сферах Владыки Шамбалы с самим князем тьмы [Сатаною], и Победа Иерархии Сил Света непреложна. Так в 1935 году Елена Ивановна напишет: «Я ликую явлением победы. Не увидят ее люди еще некоторое время, но она уже есть. Подождите, нетерпеливые, не глаз, но сердце определяет победу. Когда огненное Построение уже воплощается в Тонком Мире, тогда могут сердца Строителей радоваться. Спящие не чуют, если их вынесут из дома, но пространство уже поет»58.
     Предуказанная битва нашла свое отражение и на земном плане в предательстве трех ближайших сотрудников Рерихов, допущенных к делам Владыки. В 1936 году Елена Ивановна сообщает: «..Собирается Крестовый по-ход для спасения Культурных Начинаний. Мы знаем, что битва будет ожесточенная, ибо одержатель мощен – сам Иерофант зла. Но под Щитом Владыки ничто не страшно. Один из титулов Владыки М. — Непобеди-мый!»59. В 1935 году Елена Ивановна запишет: «Все космические сроки, все сочетания светил подходят к завершению великого Цикла...<...> Подходит конец царству Люцифера. Нарождается новая раса»60. Именно в 1935 году на Земле было поднято Знамя Мира, ратифицирован Пакт Рериха, что означало принятие и утвер-ждение Плана Иерархии Сил Света по Культурному Строительству на Земле. Предательство троих, допущен-ных к Строительству Высшему, по словам Елены Ивановны «задержало многое, но разрушить Основу, Великое Провозвестие Новой Эры — не смогло, и даже утвердило ее в размахе не только планетарном, но даже космическом»61. В 1937 году Елена Ивановна отмечает: «Победы, одержанные Иерархией Света за 36-ой и 37-ой годы, велики, но кто поймет, в чем они выражались!<...> Так, сентябрь 1936 года отметил конец одного цикла и вступление в новый»62. Вступление в Новый Цикл, означает окончание безграничной власти Хозяина Земли, и переход ее к Владыке Шамбалы, к Тому, Кто приобрел на это Космическое Право, приняв на себя ответственность за планету и человечество, руками и ногами человеческими накопившего синтез знаний для новой эволюции, заложившего на земле основание будущего Духовного Строительства, исполнившего Высокое задание Планетарного Духа. «Истинно, эпоха Шамбалы началась...»63 — утверждает Елена Ивановна.
     И если власть Хозяина Земли в планетарном размере выявлялась в грубой силе, в разъединении и противостоянии, в процветании всех видов рабства и верховного главенства диктатуры самости, отравляющей и парализующей все живое (ядом, именуемым Великими Учителями империлом, сущность которого отражена в латинском корне imperium – власть, господство — И.С.), то Власть или «...Духовная сила Трех Владык»64 выявляется в Высшем Водительстве, которое «заключается не в постоянной указке, но в намеках, в бережном наведении сознания на расставленные вехи... и в незримых прикасаниях к духу для зажигания его, когда ученик допускает это. Все основано на взаимопомощи, на сотрудничестве»65. «Ведь на Знамени Грядущей Эпохи начертано Сотрудничество, и это есть ключ к Новой Эпохе. Сотрудничество и в малом, и в великом. Каждая Раса отзвучит на определенную вибрацию... или особый характерный признак сознания. Так, все принадлежащие к Шестой Расе... отличаются пониманием и стремлением к СОТРУДНИЧЕСТВУ. По отсутствию или наличию указанного основного признака можно безошибочно проследить... его принадлежность к уходящей или нарождающейся Расе»66. Только в великом сотрудничестве может быть построена истинная община, но и ее следует понимать в самом широком смысле. «Именно как сотрудничество со всем человечеством, со всеми мирами, со всем сущим»67. Знамя Мира со Знаком Трех Владык, — символом Высокого Единения и Сотрудничества, дано человечеству, и провозглашено верховное главенство Культуры, которое предполагает «мировую диктатуру культуры»68, основанную на Высшем Знании Основ Бытия и Красоте.
«...Культ Ура, — отмечает Елена Ивановна, — в основе своей есть Культ Огня или Любви к Красоте, созданной той же Любовью»69. «Так и Учение Живой Этики есть призыв к Любви, к служению общему благу, что есть высшая форма любви, ибо она лишена эгоистического чувства.»70. В книге Беспредельность сказано: «Теперь Мы собираем духов шестой расы и Агни Йога есть клич!»71.  Этот клич звучит в пространстве и призывает готовых духов стать не только гражданами планетны, но и Вселенскими сотрудниками.
Этим духам шестой расы, — Иванам Стотысячным заповедано выявить свой духовный потенциал, чтобы удержать равновесие планеты и взять свою часть ноши в несении подвига служения человечеству, следуя сто-пами Духовной Водительницы человечества.
Понять значения духовного Водительств Елены Ивановны помогают строки из письма: «малейшее уклонение от моих следов за мною идущих низвергнет их в бездну»72. Потому ее призыв «проникнуться... пониманием срочности в исполнении Указов»73 может означать одно: только срочным исполнением  их можно и уцелеть и преуспеть на пути духовного восхождения или самоочищения. «...Самое трудное, — утверждает Елена Ивановна, — заключается в очищении сознания»74. Она обращает внимание на то, что этапу самоочищения должен предшествовать основной подготовительный этап — самопознания. От того, насколько выполнены условия подготовительного этапа будет зависеть и возможность самого восхождения. Завет «Познай самого себя» известен человечеству с давних времен, но для применения его необходимо знать: что познавать. «Человек, умеющий смотреть внутрь, — указывает Елена Ивановна, — познает и внешнее. А устремление ввысь укажет ему и верный путь»75.
Умение смотреть внутрь заключается в распознавании своих мыслей и чувств, своих высоких и низких качеств или энергий, которые слагают наш духовный образ, а также в способности различать «состояния духовности от психизма»76. На явление психизма и его опасности в Учении обращается особое внимание. Чтобы понять разницу этих двух состояний, обратимся к пояснениям, данным Еленой Ивановной. «...Под психизмом, — пишет она, — мы... подразумеваем именно проявления низших степеней этой энергии, так ярко выявляющиеся в медиумах, или же в психиках... когда степень этих манифестаций немного выше обычного медиумизма. Но как в этом, так и в другом случае высокая психическая энергия отсутствует, ибо она может проявляться лишь когда центры открыты и огненно трансмутировались.<...> Все, что не носит на себе печать духовности, все, что не имеет отношения к Высшему Плану... называется психизмом»77.        
Наглядно проявление низшей и высшей психической энергии можно увидеть на снимках ауры человека, которые позволяют запечатлеть электромагнитное поле всех энергий, выявляемых сердцем, солнечным сплетением и всеми центрами,  «...и каждая энергия имеет свою определенную вибрацию»78.
В книге «Озарение» сказано: «Яйцеобразная аура свойственна астральному телу. Самая обыкновенная, узкая, по всему телу излучаемая... По мере духовности она начинает расти от верхних центров. Сперва от солнечного сплетения, но потом повышается к мозговым центрам, образовывая так называемую солнечную ауру»79. Такую солнечную ауру можно увидеть на фотографии Елены Ивановны, носительницы вышей психической энергии. В книге Надземное говорится: «Силен яд человеческий и целебна психическая энергия»80. Из сказанного следует, что низшая психическая энергия, заключенная в аурическом яйце, лишенная доступа высоких энергий, обречена на застой, вследствие чего происходит психическое самоотравление и потухание центров. Елена Ивановна, умевшая видеть скульптуру духа человека, утверждает, что «человек, утративший способность восприятия высших вибраций, неминуемо обращается в животное, вернее, в зверя»81. Именно таковым предстает духовный образ большинства людей нашей планеты.
Проявление низших инстинктов или низшего психизма в человеке является причиной болезненного состояния планеты, которое в Учении названо горячкой отравления. «Мир, — отмечает Елена Ивановна, — покрыт язвами человеческих пороков и порождений. Неисчислимы человеческие болезни духа, которые заражают планету»82. «...Так тяжко слышать и видеть, — отмечает она, — все творимые безумия и безобразия. Если бы не вера в Космическую Справедливость, совершенно невозможно было бы существовать на нашей отравленной планете»83. Практически в каждом письме содержатся призывы Елены  Ивановны к сотрудникам — устремиться к самоусовершенствованию или самоочищению, — процессу, необходимому для спасения не только Планеты, но и самих себя. Значительны указания Елены Ивановны о предстоящем огненном очищении на Планете. «...Каждая смена Расы сопровождается космическими катаклизмами, и это очищение необходимо, чтобы молодая раса могла развиваться. Космические катаклизмы происходят в силу изменения наклона земной оси. Сейчас ученые очень определенно отмечают этот уклон, который все продолжается и грозит катастрофами. Именно Шестая Раса должна начать Новую Эру, и тягостен период подготовления. Но не думайте, пожалуйста, что Шестая Раса нарождается в одной какой-либо стране или национальности, она широко распространена, но, конечно, ко времени катастрофы именно принадлежащие к Шестой Расе будут собраны в безопасные места. Истинно, великое огненное очищение приближается. Потому так важно очищать свое мышление и сердце и стараться ассимилировать пространственные огни...»84. «Истинно, нужно преисполниться сознанием, что совершается не только человеческое построение, но великое Космическое Предназначение, в котором примут участие огненные космические энергии»85. «...Не следует думать, что это огненное очищение преобразит всех в Ангелов. Нет, именно оно будет уничтожать все самое грубое и низкое. Так будем утончаться во всех проявлениях жизни. Пишу это в надежде, что кто-то примет это в сознании и устремится к утончению, ибо, как Сказано, подошел ПОСЛЕДНИЙ ЧАС»86. «...Пусть все не могущие идти путем Света отойдут»87.
Низшие энергии выявляются в грубости, которая по словам Елены Ивановны: «есть самое яркое проявление самости и приравнивает человека к животному»88.  «Каждый грубый поступок создает такой безобразный вихрь, что если бы люди могли видеть его, они, наверно, стали бы осторожнее в поступках»89.
От грубости можно отойти лишь улучшая свои качества, утончая их, повышая тем самым свои вибрации, чтобы эти тонкие вибрации смогли разрушить аурическую скорлупу самости. Только тогда наше духовное Начало — Птиц Жизни может возродиться к жизни настоящей, к жизни вечной, познав материнское тепло, водительство, заботу и защиту.
Это духовное Начало, устремляясь ввысь к «высшей энергии, которая понимается как духовность»90, может напитать наше сознание целительными энергиями. В книгах Учения, Учения Света она названа Благодатью, это «..реальное вещество высшей психической энергии»91, сотканное из Материи Люциды. В Учении можно отметить особое почитание, которое явлено этой тонкой духо-материальной субстанции, являющейся Светом Мира Высшего: «...волны зальют мышление, нарушенное явлением отрицания Света, как Матери Мира»92, «..Правы, называя Материю Люциду великой Матерью Мира. Правы, называя Материю Люциду космической Любовью»93. «Значение человечества в том, чтобы трансмутировать в сознании эту энергию и путем Иерархии устремлять ее в высшие сферы»94 — указывает Елена Ивановна. 
Для принятия указанной Энергии Космической Любви должны быть установлены «соответственные вибра-ции»95, которые необходимы для Высшего Сотрудничества с Великим Лучом Владыки. «Любите Его Луч, — призывает Елена Ивановна, — Это Космический Луч Любви»96. «...Любите и меня, мне это нужно...»97. «Никто не хочет понять, что Луч Света ищет соответствующую вибрацию для своего благого выявления, в противном случае он разит подобно молнии»98.
«...Луч Высшего Мира, — пишет Елена Ивановна, — «не мокрая кисея», и если он не воспринят сердцем, то голова может слететь от такого непривычного воздействия. Вспомним, как Подвижники годами подготовляли свое тело всякими очищениями и воздержаниями для принятия Иеровдохновения. Вспомним также все те потрясения, которые испытывали даже очень Высокие Духи, носившие земную оболочку, при посещении Их Обитателями Мира Огненного. Вспомним потрясения и седину Преподобного Сергия при видении Владычицы, несмотря на то, что Дух Его принадлежал к Миру Высшему»99.
 Конечно, попытки самопознания внутренней жизни человека, приводят к пониманию необходимости не поверхностного, но серьезного изучения психических проявлений человека в свете Учения Живой Этики. Учредить даже в школах изучение физиологии духа — еще одно из важнейших указаний Елены Ивановны, но для этой неотложной работы потребуются новые кадры ученых, обладающих синтетическим знанием, не ограниченным узкими рамками материального мира. 
 «... Все следует изучать, — отмечает Елена Ивановна, — прежде всего со стороны психической. Ибо Мир Психический ведет мир физический, а не наоборот. Когда наука вступит на широкий путь истинного, непредубежденного и неограниченного знания, тогда многие космические истины и опасности станут очевидны. Люди поспешат следовать новым уложениям и вспомнят забытые Основы Бытия, чтобы избежать ужасного конца»100. «...Потому для ускорения так необходимы, именно, книги Учения, в которых собраны в сжатых формулах все знания, накопленные веками глубоких, многосторонних опытов. В книгах Учения вдумчивый ученик найдет ответ на самые сложные проблемы жизни, освещенные со многих сторон, так же, как и много совершенно конкретных утверждений по всем отраслям науки. И правильный подход к науке может быть лишь после твердого, всестороннего усвоения Учения. Ибо лишь тогда можем мы разобраться по существу, не затрачивая зря многие годы, устремившись по ложному направлению»101.
«С младенческого возраста нужно воспитывать уважение к знанию. В школах на жизненных исторических примерах следует указывать на этого истинного и единственного двигателя эволюции. Нужно, чтобы устрем-ление и уважение к науке вошло бы в плоть и кровь нашу и стало бы неотъемлемой частью нашего быта. Только тогда можно будет сказать, что народы вступили на путь Культуры... Потому повторим вместе с одним мыслителем и деятелем — «всем нужно, во-первых — учиться, во-вторых — учиться и в-третьих — учиться, затем проверять, чтобы наука не осталась мертвой буквой, но прилагалась бы в жизни»102.
 Указания Елены Ивановны обращены не только к ученым и педагогам, но и к врачам, религиозным и иным деятелям — всем земным водителям, на которых «лежит защита вверившегося им народа и ограждение его благосостояния»103.  Особое место занимают ее обращения к женщинам планеты, призванным в Эпоху Матери Мира, нести порученную им чашу сдвига сознания.
Не забудем, что, в основе обращений и указаний Елены Ивановны лежит знание непреложных Космических законов. Последствия принятия или отказа от предлагаемого Высокого Сотрудничества нам трудно оценить, но в том, что они будут значительны, не приходится сомневаться: «Разве все, работающие, — указывает Елена Ивановна, — на внесение света, знания, на поднятие нравственного уровня и Культуры, не являются братьями и сестрами Великого Братства Человечества? Истинно, Н.К. и я называем каждого свет несущего братом и сестрой по Завету Самого Христа»104. «Самые великие возможности стучатся к человечеству, но выбор всегда свободен»105. «Истинно, — пишет она, — Учение Жизни является пробным камнем. Никто не пройдет мимо, не показав свою сущность. (…) Так пусть мера Учения будет и показанием деления человечества. Зло и добро должны различаться...»106.
Особое место в числе основных указаний Елены Ивановны — это указание о необходимости понимания надвигающихся событий и распознавания действия новых энергий. 
«...Уже вошел в жизнь новый ритм, — отмечает она, — Люди не могут не признать новых условий, нахлынувших в жизнь. Возвращение к прошлому невозможно»107.  «Много мужества потребуется от всех»108. «...Но благо всем выдержавшим это грозное и торжественное время – Апокалипсиса»109. «Скоро, скоро химизмы пространственные изменятся и возрожденное человечество обретет свой истинный, временно утраченный лик — [богочеловека]... После хаоса разрушения наступит век Созидания»110. «Спасенные будут радоваться и строить Новый Мир на вечных основаниях»111. Сейчас же «все усилия Великого Белого Братства направлены на то, чтобы удержать волну безумия до срока, когда лучшие сочетания Светил явят свои воздействия и тем помогут Им спасти многое»112
Елена Ивановна говорит о переживаемом нами времени, как о «Времени Великого Мрака»113. Наступление этого времени есть лишь следствие действия Лучей Иерархии Света и известного оккультного закона, описанного Е.П. Блаватской. Под воздействием Лучей Света происходит ускоренное выявление  истинной сущности каждого испытуемого для последующего самоочищения. К этому особому времени Елена Ивановна дает особые указания: «...Следите со всею внимательностью, чтобы тяжелые условия не ожесточили сердца Ваши. Одни в тяжелых условиях озлобляются, другие, наоборот, становятся мягче. Именно последние — достойные последователи Учения. Ожесточившееся сердце ужасно. Часто процесс его совершенно не замечается обладателем такого сердца, и он, наоборот, даже думает, что он начинает выявлять особое распознавание, мудрость и справедливость. Потому... в минуты тяготы нужно особенно следить, чтобы сердце не заглохло. Потребуются страшные удары судьбы, чтобы пробудить заглохший орган, но время сейчас так кратко!»114.  Ожесточенное сердце не может являть чувство сострадания, значение которого в наступающую эпоху велико и даже определяет одно из названий эпохи. «Да, любить всех двуногих невозможно, — пишет Елена Ивановна, — но сострадать им должно. Ведь Век Майтрейи есть Век Великого Сострадания»115. 
Кроме чувства сострадания необходимо явить и другие качества истинной человечности, слагающие красоту Духа каждого человека, которому уготованы Одежды Света. Значительны слова Елены Ивановны: «такое великое время, только бы суметь собрать всю силу духа и пройти в торжественности и красоте»116. Только такое торжественное шествие может повысить наши вибрации и открыть доступ Лучу Великого Владыки для принятия Высшей Благодати. Не случайно, говоря о Луче Владыки, Елена Ивановна указывает на Носителя Его — Преподобного Сергия Радонежского, Светлый Облик которого живет в сердце русского челове-ка.  «Преподобный Сергий, — пишет она, — «Богом данный Воевода Земли Русской», есть Единая Великая Индивидуальность, столь близкая нам. Теперь Вы понимаете, почему появилась кн. «Знамя Преподобного». Близко время, когда народ вспомнит, Кто был его настоящим духовным Воспитателем и Строителем его Государства и Кто его Заступник, Хранитель и Водитель»117. Ведь «под Лучом Преподобного, — утверждает Елена Ивановна, — самое опасное оборачивается на пользу»118.
Многозначительно звучат сокровенные строки Елены Ивановны: «Вы знаете, что во главе нашей родины стоит самый мощный Покровитель, именно ее Строитель и Воспитатель духа народа Преподобный Сергий Радонежский. Семена, заложенные Им, не умерли и живут в глуби народной. В сужденные сроки они взойдут чудесными ростками»119. «Великий срок подойдет, и «Чертог Небывалый засияет!»120.  «...России выпала доля первой через страдания пройти огненное очищение...»121. Елена Ивановна просит помнить, что «Щит Преподобного Сергия хранит всех, в сердце своем доверившихся Ему»122.
«...Последний акт Мировой Драмы, — отмечает она, — еще не закончен. <...> ...Для мирового равновесия необходимо... очищение; будем надеяться, что это очищение будет основательным и не длительным, ибо последний акт всегда краток! Пусть в сердце живет Завет Преподобного Сергия!»123: «Говорил, Говорю и Скажу — помогите строить Мою Страну. И помните эту Нашу просьбу не в тепле и в довольстве, но в холоде и в минуту тягости»124.
«...Устремитесь всем сердцем, — призывает Елена Ивановна, — к ПОЗВАВШЕМУ Вас и ДАВШЕМУ Вам возможность вписать имена Ваши в списки Воинов СВЕТА, Воинов Светлой ИЕРАРХИИ»125. «...Сердце мое жаждет видеть Вас возродившимися, и не на словах... но проявляющими свое устремление в действиях каждого дня»126.
На пламенные призывы Светлой Водительницы — нашей Великой Матери можно ответить лишь Её словами, заботливо приготовленными для тех, в ком сердце не угасло, кто готов спешно и неотступно следовать за Ней Путем Почитания Света — Путем Культуры Духа: «не отвернемся от Сужденного! Примем Идущую к нам Благодать! Отче Сергий, Дивный, с Тобою идем, с Тобою победим!»127.

Список литературы
1. Рерих Е.И. Письма. Т 3.  М.: МЦР. 2001. С. 356. (24.06.1935)
2. Рерих Е.И. Письма. Т 4. М.: МЦР. 2002. С. 303. (17.08.1936)
3. Рерих Е.И. Письма. Т 3. М.: МЦР. 2001.С. 360. (24.06.1935)
4. Рерих Е.И. Письма Т 9. М.: МЦР. 2009. С. 107. (19.10.1951)
5. Рерих Е.И. Письма. Т 2. М.: МЦР. 2000. С. 520. (12.12.1934)
6. Рерих Е.И. Письма. Т 5. М. МЦР. 2003. С. 201. (09.08.1937)
7. Рерих Е.И. Письма. Т 2. М.: МЦР. 2000. С. 411. (10.10.1934)
8. Рерих Е.И. Письма.  Т 4. М. МЦР. 2002. С. 307.   (20.08.1936)
9. Рерих Е.И. Письма. Т 3. М.: МЦР. 2001.С. 360. (06.07.1935)
10. Рерих Е.И. Письма. Т 9. М.: МЦР. 2009. С. 517. (17.02.1955)
11. Рерих Е.И. Письма. Т. 8. М.: МЦР. 2008. С. 18. (18 24.02.1948)
12. Рерих Е.И. Письма.  Т 9. М.: МЦР. 2009. С. 431. (12.08.1954)
13. Там же С. 387. (24.02.1954)
14. Там же. С. 387. (24.02.1954)
15. Там же С. 385. (24.02.1954)
16. Рерих Е.И. Письма. Т 1. М.: МЦР. 1999-2000. С. 200. (03.06.1931)
17. Рерих Е.И. Письма.  Т 9. М.: МЦР. 2009. С. 354. (12.11.1946)
18. Там же С. 385. (24.02.1954)
19. Рерих Е.И. Письма. Т 2. М.: МЦР. 2000. С. 411. (10.10.1934)
20. Рерих Е.И. Письма. Т 2. М.: МЦР. 2000. С. 269. (08.08.1934)
21. Рерих Е.И. Письма.  Т 3.  М.: МЦР. 2001. С. 331. (14.06.1935)
22. Письма Елены Рерих. (1929-1938) Т. 1. Новосибирск: Алгим. 1992. С 440. (20.04.35)
23. Рерих Е.И., Письма (1929-1938) Т. 1. С. 432. (12.04.1935)
24. Рерих Е.И. Письма. Т 9. М.: МЦР. 2009. С. 496. (10.12.1954)
25. Рерих Е.И. Письма.  Т 9. М.: МЦР. 2009. С. 497. (10.12.1954)
26. Е.И. Рерих. Письма в Америку. Т 3. (1948-1955). С. 463. М.: Сфера. 1996. (10.12.1954)
27. Рерих Е.И. Письма. Т 9. М.: МЦР. 2009. С. 497. (10.12.1954)
28. Рерих Е.И. Письма. Т 5. М.: МЦР. 2003. С. 53. (19.02.1937)   
29. Рерих Е.И. Письма. Т 5. М.: МЦР. 2003. С. 126. (28.05.1937)
30. Рерих Е.И. Письма. Т 4. М.: МЦР. 2002. С. 311. М.: МЦР. 2002.  (24.08.1936)
31. Рерих Е.И. Письма. Т 2. М.: МЦР. 2002. (30.06.1934)
32. Письма. Рерих Е.И.  (1932-1955) Новосибирск: Вико. 1993. С. 42-43. (30.06.1934)
33. Рерих Е.И. Письма. Т 2. М.: МЦР. 2002. С. 361. (12.09.1934)
34. Рерих Е.И. Письма.  Т 8. М.: МЦР. 2008. С. 97. (10.10.1948)
35. Письма Елены Рерих. (1929-1938) Т 2. Новосибирск: Алгим. 1993. С. 77-78.(07.12.1935 1)
36. Рерих Е.И. Письма. Т 4 М.: МЦР. 2002. С. 16 (18.01.1936)
37. Рерих Е.И. Письма.  Т 6. М.: МЦР. 2006. С. 184 (29.07.1938)
38. Рерих Е.И. Письма.  Т 5. М.: МЦР. 2003. С. 174 (02.07.1937)
39. Мир Огненный. Ч. 3. 178.
40. Рерих Е.И. Письма. Т 3. М.: МЦР. 2001. С. 338. (18.06.1935)
41. Беспредельность. Ч. 1. 117.
42. Письма Е.И.  Письма в Америку. Т 3. С. 449. М.: Сфера. 1996. (15.09.1954)
43. Рерих Е.И. Письма.  Т 3. М.: МЦР. 2001. С. 195. (13.08.1938)
44. Иерархия. 340
45. Письма Е.И.  Письма в Америку. Т 3. С. 449. М.: Сфера. 1996 (15.09.1954)  
46. Е.И. Рерих. Письма в Америку. Т 3. С. 450. М. М.: Сфера. 1996 (15.09.1954)
47. Е.И. Рерих. Письма в Америку, Т 3. С. 449. М. М.: Сфера. 1996 (15.09.1954)
48. Рерих Е.И. Письма (1929-1938) Т 2. С. (06.07.1937)
49. Рерих Е.И. Письма. Т. 6. М.: МЦР. 2006.  С. 62.  (17-19.03.1938)
50. Письма Елены Рерих. (1929-1938) Т 2. Новосибирск: Алгим. 1993. С. 651. (18.11.1935)
51. Рерих Е.И. Письма. Т 2. М.: МЦР. 2000. С. 533. (20.12.1934)
52. Рерих Е.И. Письма. Т 2. М.: МЦР. 2000. С. 181. (22.06.1934)
53. Рерих Е.И. Письма. Т 9. М.: МЦР. 2009. С. 18. (25.01.1951)
54. Рерих Е.И. Письма. Т 2. М.: МЦР. 2000. С. 379. (12.09.1934)
55. Рерих Е.И. Письма. Т 2. М.: МЦР. 2000. С. 367. (08.09.1934)
56. Рерих Е.И. Письма. Т 2. М.: МЦР. 2000. С. 357. (08.09.1934)
57. Рерих Е.И. Письма. Т 4. М.: МЦР. 2002. С. 306. (20.08.1936)
58. Рерих Е.И. Письма. Т 3. М.: МЦР. 2001. С. 654. (18.11.1935)
59. Рерих Е.И. Письма. Т 4. М.: МЦР. 2002. С. 47. (03.02.1936)  
60. Письма Елены Рерих. (1929-1938) Т. 2. Новосибирск: Алгим. 1993. С. 77-78. (18.11.1935)
61. Рерих Е.И. Письма. Т 9. М.: МЦР. 2009. С. 230. (24.11.1952)
62. Рерих Е.И. Письма. Т 5. М.: МЦР. 2003. С. 271. (20.10.1937)
63. Рерих Е.И. Письма. Т 3 М.: МЦР. 2001 С.193. (12.04.1935)
64. Рерих Е.И. Письма. Т 2. М.: МЦР. 2000. С. 464. (08.11.1934)
65. Рерих Е.И. Письма. Т 4. М.МЦР. 2002. С. 156. (17.04.1936)
66. Рерих Е.И. Письма. Т 2. М.: МЦР. 2000. С. 401. (04.10.1934)
67. Рерих Е.И. Письма. Т 6. М.: МЦР. 2006. С. 220. (10.09.1938)
68. Рерих Е.И. Письма. Т 1. М.: МЦР. 1999-2000. (03.06.1931)
69. Рерих Е.И. Письма. Т 7. М.: МЦР. 2007. С. 185.  (16.08.1944) 
70. Рерих Е.И. Письма. Т 6. М.: МЦР. 2006. С. 194. (13.08.1938)
71. Беспредельность. Ч. 1. 188
72. Рерих Е.И. Письма.  Т 3. М.: МЦР. 2002. С. 326. (14.04.1935)
73.  Е.И. Рерих в Америку т. 1. М.: Сфера. 1996. С. 242. (11.07.1934 1)
74. Рерих Е.И. Письма.  Т 2. М.: МЦР. 2000.  С. 522. (12.12.1934)
75. Рерих Е.И. Письма.  Т 6. М.: МЦР. 2006. С. 327. (01.02.1939)
76. Рерих Е.И. Письма.  Т 2. М.: МЦР. 2000.  С. 522. (12.12.1934)
77. Рерих Е.И. Письма. Т 2. М.: МЦР. 2000. С. 518. (12.12.1934)
78. Рерих Е.И. Письма Е.И. Рерих в Америку, Т 3, М.: Сфера. 1996. С. 214. (21.12.1950 2)
79. Озарение.2-III-12
80. Надземное. 338
81. Рерих Е.И. Письма. Т 6. М.: МЦР. 2006. С. 100. (23.04.1938)
82. Рерих Е.И. Письма. Т 2. М.: МЦР. 2000. С. 391. (26.09.1934)
83. Рерих Е.И. Письма. Т.7. М.: МЦР. 2007 С. 322. (12.07.1946)
84. Рерих Е.И. Письма. Т 2. М.: МЦР. 2000 С. 182-183 (23.06.1934)
85. Рерих Е.И. Письма. Т 3. М.: МЦР. 2001 С. 328.  (14.06.1935)
86. Рерих Е.И. Письма. Т 2. М.: МЦР. 2000. С. 403. (04.10.1934)  
87. Рерих Е.И. Письма. Т 2. М.: МЦР. 2000. С. 268. (08.08.1934).
88. Рерих Е.И. Письма. Т 2. М.: МЦР. 2000. С. 394. (26.09.1934)
89.  Братство. 58.
90. Братство. 171
91. Иерархия. 229
92.  Беспредельность. Ч. 1. 79
93. Беспредельность. Ч. 1. 52
94. Иерархия. 296
95. Рерих Е.И. Письма Т 2. М.: МЦР. 2000. С. 98. (06.05.1934)
96. Рерих Е.И. Письма. Т 9. М.: МЦР. 2009. С. 299. (02.08.1953)
97. Рерих Е.И. Письма. Т 9. М.: МЦР. 2009. С. 78. (18.07.1951)
98. Рерих Е.И. Письма. Т 6. М.: МЦР. 2006. С. 383. (02.05.1939)
99. Рерих Е.И. Письма. Т 4. М.: МЦР. 2002. С. 210. (08.06.1936)
100. Рерих Е.И. Письма. Т 7. М.: МЦР. 2007. С. 350. (12.11.1946)
101. Рерих Е.И. Письма. Т 1. М.: МЦР. 1999-2000. С. 165. (27.01.1933)
102. Рерих Е.И. Письма Т 4. М.: МЦР. 2002 С.312. Т.  4. (24.08.1936)    
103. Рерих Е.И. Письма. Т 2. М.: МЦР. 2000. С. 436. (22.10.1934).
104. Рерих Е.И. Письма. Т 3. М.: МЦР. 2003. С. 306. (06.06.1935)
105. Письма Елены Рерих. (1929-1938) Т 2. Новосибирск: Алгим. 1993. С. 160 (30.03.1936 1)  
106. Рерих Е.И. Письма. Т 5. М.: МЦР. 2003. С. 30. (25.01.1937)
107. Рерих Е.И. Письма. Т 6. М.: МЦР. 2006. С. 441. (17.06.1939)
108. Рерих Е.И. Письма. Т 2. М.: МЦР. 2000. С. 432 (18.10.1934)
109. Рерих Е.И. Письма. Т 4. М.: МЦР. 2002. С. 412.  (07.12.1936)
110. Рерих Е.И. Письма. Т 6. М.: МЦР. 2006. С. 510. (12.12.1939)
111. Рерих Е.И. Письма. Т 8. М.: МЦР. 2008. С. 20. (24.02.1948)
112. Рерих Е.И. Письма. Т 2. М.: МЦР. 2000. С. 530. (20.12.1934)
113. Рерих Е.И. Письма. Т 8. М.: МЦР. 2008. С. 96. (10.10.1948)
114. Рерих Е.И. Письма. Т 3. М.: МЦР. 2001. С. 331. (14.06.1935)
115. Рерих Е.И. Письма. Т 9. М.: МЦР. 2009. С. 520. (04.03.1955)
116. Рерих Е.И. Письма. Т 2 М.: МЦР. 2000. С. 39. (12.03.1934)
117. Рерих Е.И. Письма. Т 4. С. 233. (18.06.1936)
118. Рерих Е.И. Письма. Т 3. М.: МЦР. 2001. С. 451. (01.08.1935)
119. Рерих Е.И. Письма. Т 6. М.: МЦР. 2006. С. 52. (08.03.1938)
120.  Рерих Е.И. Письма.  Т 3. М.: МЦР. 2001. С. 409.  (16.07.1935)
121. Рерих Е.И. Письма. Т 2. М.: МЦР. 2000. С. 464. (08.11.1934)
122. Рерих Е.И. Письма. Т 4. М.: МЦР. 2002. С. 422. (10.12.1938)
123. Рерих Е.И.  Письма. Т 7. М.: МЦР. 2007. С. 349-350. (12.11.1946)  
124. Озарение. 2-IX-6
125. Рерих Е.И. Письма. Т 3. М.: МЦР. 2001. С. 187. (09.04.1935)
126. Рерих Е.И. Письма. Т 2. М.: МЦР. 2000. С. 411. (10.10.1934)
127. Рерих Е.И. Письма. Т 3. М.: МЦР. 2001. С. 309. (06.06.1935)

Категория: Мои статьи | Добавил: roerichmanagement (02.03.2019)
Просмотров: 241 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar