Главная » Статьи » Мои статьи

Святослав Николаевич Рерих. Служение Красоте.

Святослав Николаевич Рерих. Служение Красоте.

Пащина О.Р. г. Омск

Горение духа есть красота и щит в служении Благу.

Но лишь приносящие красоту знают все величие

Служения. (М.О.ч.3.326)

 

Святославу Николаевичу Рериху, известному во всем мире художнику и общественному деятелю, часто задавали вопрос: почему он живет в Индии. Однажды Святослав дал исчерпывающий ответ: «Многие интересуются, почему я, русский, живу в этой стране. (...) Односложно ответить на этот вопрос нельзя. Прежде всего, меня как художника и человека привлекает в Индии красота».

         А что такое красота? Философы всех времен и народов искали и находили свое определение красоты. Античные мудрецы считали, что источник красоты разлит в космосе, не случайно это слово в переводе с греческого, означает не только «порядок», но и «красота».

У христиански ориентированных философов свое видение красоты. Так, например, итальянский средневековый богослов Ансельм Кентерберийский утверждал: «Бог творит красоту не только вовне себя, он сам по своей сущности тоже есть красота», т.е. красота - одно из имен Бога. По мнению Макария Египетского, «человек, уязвленный любовью к красоте, «связан и упоен ею, погружен и отведен пленником в иной мир».

В Гранях Агни Йоги читаем: «Красота - это Свет, это полное отсутствие тьмы (Г.А.Й. 1963. 453). «Красота - это двигатель эволюции духа к высочайшим вершинам достижений» (Г.А.Й. 1967. 340). «Красотою пронизан весь космос» (Г.А.Й. 1960. 244). «Красота - это купол Великого Храма Жизни» (Г.А.Й. 1963.456). «Красотой очищается сознание, как водою - тело от грязи» (Г.А.Й.1960. 244). «Служение Красоте во всех ее формах будем считать служением Свету, а служителя ее - светоносцем. (...) Полноценное служение Красоте - всесторонне. Но упор все же на мысль» (там же).

Святослава Николаевича Рериха по праву можно считать светоносцем, ведь в основе всего, что было создано им, лежит мысль, озаренная Красотою. Принцип Красоты он всегда держал на переднем плане сознания, не забывая о ней ни на мгновение. Как же начиналось и проходило это служение? Проследим вехи его пути.

Все мы помним, что Святослав Николаевич - сын великих родителей: Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих. В семье росло двое сыновей: Юрий и Святослав. Рерихи жили Петербурге, в той части города, где сосредоточены самые известные архитектурные сооружения: Зимний дворец, Адмиралтейство, Сенатская площадь с памятником Петру Первому, Исаакиевский собор, набережная Невы с видами на Петропавловскую крепость, Академию наук, Академию художеств, Университет. Все это привлекало внимание, формировало художественный вкус. Много времени семья проводила на природе. Родители учили сыновей видеть и понимать ее язык и красоту. С малых лет Святослава привлекала деятельность отца: он любил рисовать и лепить. И еще одна детская страсть была замечена у него. Елена Ивановна писала Николаю Константиновичу, находящемуся в отъезде: «Светкина любовь ко всему живому простирается и на дождевых червей, улиток и прочих мерзостей. Набрал этой гадости целую массу, все ведерки и банки заняты этой коллекцией, и не позволяет выбрасывать». Этот интерес и трепетное отношение ко всему живому сохранилось у Святослава Николаевича на всю жизнь.

Учился он в гимназии К.И. Мая. В 1919 году Рерихи переезжают в Лондон. Святослав занимается живописью, скульптурой. С 1920 года он живет в Америке и учится в Колумбийском университете на отделении архитектуры.

Осенью 1921 года переходит на учебу в Гарвардский университет. А еще самостоятельно изучает искусство старых мастеров в музеях Европы и Америки, работает над постановками балета, занимается графикой, иллюстрацией. Проходят его первые выставки. За портрет отца, выставленный вначале в Венеции, а потом в Нью-Йорке, Святослав получает Гранд При. Его картины приобретают многие музеи.

В 19 лет он становится директором Международного центра «Корона Мира», основанного Николаем Константиновичем в Америке. Читает лекции, входит в состав многих культурных и общественных организаций, ведет работу по продвижению Пакта Рериха.

С 1934 года Святослав Николаевич постоянно живет в Индии. Именно в этой стране началась его настоящая общественная, научная, просветительская и художественная деятельность. В институте «Урусвати», созданном Николаем Константиновичем в Гималаях, он ведет исследования по ботанике, местной медицине, проводит экспедиции по сбору редких растений, изучает искусство и фольклор.

После нападения Германии на Советский Союз, Святослав Николаевич вместе с братом пишут прошение о зачислении их в ряды Красной Армии. Не получив ответа, Святослав очень много работает, устраивает выставки-продажи картин Николая Константиновича и своих. Вырученные средства передаются в фонд Красного Креста СССР. В 1940-х годах С.Н. Рерих вместе с женой, Девикой Рани, поселяется в Бангалоре (Южная Индия). Ведёт большую просветительскую работу, руководит Школой Искусства, проводит свои персональные выставки.

Именно в Индии, ставшей для него вторым после России домом, Святослав Николаевич становится ярким самобытным художником. Страна пленила его своей прекраснейшей природой и удивительно талантливым и трудолюбивым народом.  Не случайно впоследствии он скажет: «Индия - рай для художника». Здесь он создает множество замечательных и необычных по красоте полотен – пейзажей и портретов.

 Не перестаешь удивляться этому яркому и радостному восприятию жизни, которое буквально завораживает и потрясает. Художник - искусствовед Леопольд Романович Цесюлевич писал: «Эмоциональное впечатление от живописи Святослава Рериха, особенно его зрелого периода, похоже на ощущение, которое испытываешь, если поднести лицо непосредственно к пышному букету ярких, многоцветных и сочных цветов. Светоносность и цветоносность – это первое, что ее отличает; свойства, навеянные красками южной природы».

Сам Святослав Николаевич говорил: «Ключ к моим картинам, к моему творчеству - в моем отношении к жизни. Оно многогранное. Я люблю жизнь, меня жизнь всегда интересовала. Интересовала не только жизнь людей, но жизнь всей природы – вся жизнь… Ничто не доставляет мне столько удовольствия и радости, как погружаться в природу и читать ее книгу, эту книгу мудрости». (С.Н. Рерих. Лекция в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина 31 мая 1960г.) По мысли Святослава, Природа - эта «священная мастерская», она «вечно совершенствует свои творения». ( )…«А наивысшим выражением стремления Природы к совершенству в мириадах ее форм и сочетаний является Красота».

Своим искусством Святослав Николаевич и пробуждает в людях способность видеть красоту, разлитую всюду, особенно там, где раньше о ней даже не подозревали. Он побуждает привносить красоту в свою жизнь, наполняя сердца радостью.

Все помнят, ставшей крылатой, его мысль: «Будем стремиться к Прекрасному». Когда мы иногда почти механически повторяем ее, немногие из нас понимают, что Святослав Рерих вывел простую формулу служения Красоте. Чтобы понять глубину ее эволюционного значения и поэтапное следование ей, вначале перечтем страницы книги «Искусство и жизнь»: «На пути жизни человечество подобно реке следует по руслу эволюционной причинности. Наша внешняя цивилизация уводит человека от самого себя, а суть человека не становится лучше оттого, движется ли он со скоростью семьсот миль в час или только сто» (Искусство и Жизнь. с. 138.).

«Но многие ли из нас пытаются формировать собственную судьбу, делая из себя человека более высокого типа?» (с.135.)

Как же приблизиться к красоте, как осознать, что мы идем по правильному пути? Прочтем формулу служения Красоте: «Итак, давайте все стремиться к прекрасному, но не к чему-то абстрактному, находящемуся вне нас, а к чему-то такому, что является частью нас самих, стараясь привнести красоту во все аспекты нашей каждодневной жизни. Давайте выполнять любую маленькую задачу более совершенно – иными словами, выполнять ее все лучше за все меньшее время и со все большим вниманием. Давайте следить за своей речью, так чтобы мы могли пользоваться красивым языком и правильно выражаться. Давайте будем стараться одеваться подобающим образом, точно мы должны встретиться с кем-то для нас очень важным. Давайте проявлять наибольший интерес к собственному поведению, к нашим встречам с другими людьми. (...) Точно так же и наши дома, комнаты, в которых мы живем, мы должны стараться содержать в исключительной чистоте, так как это поможет нашим мыслям. Нет более увлекательной игры, чем та, когда мы стараемся быть лучше и совершенствуем все многообразные аспекты нашей жизни».

Нетрудно догадаться, что нам указан путь к самоусовершенствованию.

Святослав Николаевич убеждает в том, что главное - начать: «Почти что сразу мы заметим разницу. И то чувство, что мы являемся хозяевами своей жизни, подарит нам бесконечную радость. Мы познаем ту новую легкость, которая рождается из чувства достижения. Весьма достоверного чувства, так как совершенствование самого себя является поистине величайшим достижением. Красота будет нашим лучшим проводником и другом, великим факелом вдохновения – так давайте же искать в жизни красоту» (Искусство и Жизнь. с. 83).

Только следуя этой простой и одновременно такой трудной формуле служения красоте, мы начнем «осознавать свое отношение к прежним своим взглядам и привычкам», научимся окружать себя прекрасным, отказываясь от всего безобразного. Говоря о необходимости стремления к прекрасному, Святослав пишет: «Если жизнь с такими усилиями и в таких муках стремится к прекрасному, если вся борьба, труды и страдания принимаются во имя сотворения более совершенного типа (...) то разве не должны и мы - существа, наделенные сознанием и понимающие, что им наделено и все окружающее нас, - так же стремиться к прекрасному, способствуя усилиям эволюционных сил?» Святослав Рерих отмечает, что до сих пор «большинство людей думают, что если вести добродетельную жизнь, то иные силы оказываются в своего рода долгу перед человеком. Точно ему за это что-то причитается. Точно можно и должно с полным правом на что-то рассчитывать.

( ...) Это эгоистическая и невежественная позиция тех, кто рассчитывает извлечь выгоду из любого своего незначительного усилия» (Искусство и Жизнь. с.134).

Святослав Николаевич говорил: «Когда человек стремится к прекрасному, к совершенствованию – это его поднимает, возвышает, выводит на новую ступень эволюции. Но это стремление должно быть сознательно, осознано должно быть каждое действие» (И.Р. Рудзите. Светлый облик. Из воспоминаний о Святославе Николаевиче Рерихе). Поэтому «Только возвышая свое собственное состояние, повышая интенсивность вибраций, можем надеяться войти в контакт с другими мыслящими существами, передающими нам то, что мы готовы воспринять, на что способны настроиться и чего заслуживаем» («Искусство и Жизнь. с.134) А если человек не воспитывает себя, не утончает свое сознание на образах красоты и не воспринимает высших вибраций, излучаемых каждым прекрасным выражением жизни, то он «становится живым мертвецом, мертвящим все, к чему он прикоснется», т.е. он духовно мертв и не может быть полезен эволюции.

Сам Святослав Николаевич был олицетворением человека совершенного. Интересно прочитать некоторые воспоминания о нем. Елена Ивановна о своем сыне писала: «Светик очень тактичен и не любит очень нажимать, этим он достигает лучших результатов (Письмо от 13.09.1948г.). Ростислав Рыбаков, ученый с мировым именем, вспоминал: «Облик его - это, конечно, абсолютное, кристальное благородство (...) От Святослава всегда шел удивительный дух, не парфюмерный, нет, - особый дух шел. (...) У него было особое чувство юмора - немного отдавало концом 19 века, но чувство юмора было абсолютное. И это не случайно. Подлинно духовные люди воспринимают мир с юмором. Юмор - это духовная стихия. (Рыбаков Р.Б. Мгновения встреч. 33 года со Святославом Рерихом). «Самое прекрасное в Святославе, - писала Девика Рани, - это абсолютная простота. Он совершенно прост, как малый ребенок, и его сердце полно любви не только ко всем живым существам, но и ко всей Вселенной. (Письмо Девики Рани – Рерих К.А. Молчановой, председателю Эстонского Рериховского общества, Таллинн, от 25.11.1968г). «Он очень любил людей, всех нас, и своим примером показывал путь к благородству, достоинству и счастью» (Архив К.А. Молчановой). «Во всём облике этого человека чувствуется сочетание мысли, культуры, значительности и в то же время простоты» (О. М. Глазунов. Индийские встречи со Святославом Рерихом).

В 1960 году С.Н. Рерих по приглашению Н.С. Хрущева впервые после долгих лет приезжает на Родину. В Москве он открывает первую персональную выставку своих картин, проводит многочисленные встречи и беседы с друзьями и почитателями его таланта. После этого он неоднократно посещает Советский Союз. Во время пребывания на Родине Святослав Николаевич участвует в научных конференциях, читает лекции, выступает в Академии художеств СССР, Ленинградском доме ученых, дает интервью газетам и журналам, выступает перед сотрудниками Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и музея Востока в Москве и в Эрмитаже в Ленинграде. Но где бы ни проходили его встречи с людьми, и о чем бы ни шла речь, он снова и снова возвращался к мысли о Красоте. Он призывал стремиться к прекрасному, и в жизни каждого дня уметь что-то сделать лучше, чем вчера. «Пусть каждый день будет днем победы», - говорил Святослав Рерих.

В 1989 году по инициативе С.Н. Рериха в нашей стране был создан Советский Фонд Рерихов, куда в 1991 году он передал бесценные для человечества архивы семьи Рерихов. Святослав Николаевич Рерих ушёл из жизни 30 января 1993 года в г. Бангалоре. Он завещал всем нам радоваться, искать и творить Красоту: «Будем всегда стремиться к Прекрасному!»

Категория: Мои статьи | Добавил: roerichmanagement (25.10.2019)
Просмотров: 244 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar