Главная » Статьи » Мои статьи

Пакт Мира - Пакт Рериха

Защита культурных ценностей  под Знаменем Мира. Пакт Рериха

 

Моя идея о сохранении художественных

и научных ценностей, прежде всего,

заключалась в создании международного

 импульса к обороне всего самого

драгоценного, чем живо человечество.

Н.К. Рерих

 

       Война сменяет мирные годы, строительство сменяется разрушением — эти ветхозаветные мудрости никогда не были опровергнуты известной нам историей человечества. В области культуры эти войны и разрушения стирают историческую культурную память. Только за последние 100 лет уничтожены многие культурные ценности, плоды творческого труда лучших представителей человечества.

       Почему так важно сохранять наше культурное наследие? Потому, что это общее достояние человечества, через которое поколения передают друг другу самое ценное, сокровенное и святое – жар души, веру в прекрасное. Культурные ценности дают нам знания о прошлом, помогают жить в настоящем и продвигают в будущее. В книге Иерархия сказано: «Жизненность искусства, которое хранит божественный огонь, дает человечеству насыщение тем огнем, который возжигает дух и насыщает все миры. Поэтому чудесные факелы красоты творчества так ценны для человечества. Творения искусства преобразовали человека» (Иерархия, 366).

Идея охраны культурных ценностей неоднократно высказывалась в истории европейской юридической мысли. Одним из первых заговорил об охране национальных сокровищ известный швейцарский юрист XVIII века Эмер де Ваттель. Вот что он писал об этом: «По какой бы причине не разорялась страна, на её территории должны быть сохранены строения, которые делают честь человечеству и не прибавляют ничего к мощи врага, а именно: храмы, общественные строения и сооружения выдающейся красоты» [1]. Отдельные положения, направленные на сохранение памятников, содержались в Брюссельской декларации права войны, принятой на конференции, созванной по инициативе России в 1874 году. Предпринимались еще несколько попыток защитить сокровища культуры, которые не увенчались успехом [2].

Но наиболее подготовленное и широко поддержанное общественностью предложение о заключении международного договора по охране памятников и учреждений культуры, как в военное, так и в мирное время, было выдвинуто известным русским художником Николаем Константиновичем Рерихом в начале XX столетия. В отличие от предыдущих проектов, так и оставшихся нереализованными, это предложение удалось воплотить в юридическую реальность.

История рождения и продвижения Пакта предстает перед нами на полной документальной основе, а это более десяти томов статей, очерков и писем.       

Николай Константинович глубоко осознавал ценность культуры и искусства и  необходимость защиты их перед лицом надвигающегося хаоса. Мысль о создании организованной охраны культурных ценностей зародилась впервые у академика Н.К. Рериха при изучении памятников отечественной старины в начале столетия. После поездки в 1903 г. по старинным монастырям Рерих сделал в Обществе архитекторов сообщение, указывая на необходимость объединенного охранения памятников культуры, а в 1904 г. представил проект международного соглашения российскому правительству. Затем, в 1914 -1915 гг., в начале первой мировой войны, Рерихом был сделан доклад по этому предмету царю Николаю II. Тогда же Николай Константинович посылает телеграмму президенту Франции и вручает письмо послу США, в котором призывает правительство США выступить  с протестом против варварских разрушений культурных ценностей. Но лишь спустя многие годы удалось подвинуть по пути к осуществлению мысль об охране культурных ценностей [3, C. 4]. «Культура и мир являются священным оплотом человечества. В дни материальных и духовных потрясений именно к этим светлым прибежищам устремляется дух. Но не только должны мы идейно объединиться во имя этих возрождающих понятий. Мы должны каждый посильно, каждый в своем поле, вносить их в окружающую жизнь как самое нужное, неотложное» - читаем мы в статье Николая Рериха «О культуре и мире моление» [4, C. 116].

По просьбе Николая Константиновича доктор международного права и политических наук Георгий Шклявер выработал договор согласно норме международного права. Проект договора вместе с обращением художника к правительствам, народам всех стран был опубликован в 1929 году и получил всемирную известность.

В 1931 - 1933 годах прошли три международные конференции в защиту Пакта. В своем обращении к 2-й конференции Рерих писал: «Нужен не столько еще один закон, сколько еще одно повелительное желание,  одна народная воля всемирно охранить светочи человечества» [5, C. 38]. «Не может быть такой страны, которая бы заявила, что она не желает еще раз озаботиться сугубым хранением  своих истинных сокровищ» [6, C. 54].

Общественный резонанс, вызванный идеями документа, был необычайно велик. Во многих странах были образованы комитеты в поддержку Пакта. Проект Пакта был одобрен в Лиге Наций. Его поддерживали видные деятели того времени: Ромен Роллан, Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор, Томас Манн, Альберт Эйнштейн, Герберт Уэллс и многие другие.

В 1935 году в Вашингтоне 21 страной  Американского континента был подписан договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Этот договор стал известен как Пакт Рериха. (25% независимых государств). Советский Союз Договор 1935 года не подписывал. Вот что сам художник писал в своих воспоминаниях американским сотрудникам в письме от 1 декабря 1945 года:

«При беседах о Знамени Мира помните, что наш французский Комитет через полпредство в Париже писал о Пакте Верховному. Я сопроводил это представление письмом Председателю Верховного Совета Калинину. Отказа не было. Все такие подробности забываются, особенно же в силу военного времени. На Вашингтонской конференции СССР не участвовал только потому, что СССР был признан Америкой лишь в последний день конференции. Всё это забывается, а потом люди могут клеветать о неучастии СССР в Пакте. Получил ли Молотов в своё время моё письмо, посланное через парижское полпредство? Шклявер передавал его. У Вас могут спрашивать, и потому не мешает освежать память» [7].

Отличительным знаком культурных учреждений, подлежащих охране, стало Знамя Мира, предложенное Рерихом. Оно представляет собой белое полотнище, в центре которого изображены три круга амарантового цвета, заключенные в окружность. В письме председателю парижского комитета Пакта Рериха барону М.А. Таубе Николай Константинович писал: «Именно этот символ – символ древнейшего христианства, так прекрасно претворенный в иконе Рублева «Святая Живоначальная Троица», Свято-Сергиевой Лавры, подсказал мне этот знак»  [6, C. 290].  Как выражение прошлых, настоящих и будущих достижений в пространстве Вечности, он напоминает о необходимости сохранения культурной преемственности. Как символ науки, искусства и философии в едином поле Культуры – указывает на синтез культурообразующих сфер.

Знак триединства  встречается по всему миру. Чинтамани – древнейшее представление Индии о счастье мира – содержит этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдете то же изображение. Тибетские «Три Сокровища» говорят о том же (три духовные цели в их внутреннем единстве и неделимости, лежащие в основе буддийского миропонимания: Учитель, учение, община). На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак (XV в.). Он же имеется на изображениях Страсбургской Мадонны (Франция XI-XVвв.). Тот же знак на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые кавказские клинки, несут на себе тот же знак. Он же на изображениях Гессэр-хана и Ригден-Джапо. Он же и на Тамге Тамерлана. Он же был и на гербе Папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских, и на картине Тициана. Он же на старинной иконе Св. Николая в Баре. Он же на изображениях Св. Троицы. Он же на гербе Самарканда. Знак и в Эфиопии, и на Коптских древностях. Он же - на скалах Монголии. Он же на Тибетских перстнях. Конь счастья на Гималайских горных перевалах несет тот же знак, сияющий в пламени. Он же в нагрудных фибулах Лахула, Ладака и всех Гималайских нагорий. Он же и на Буддийских знаменах. Следуя в глубины веков неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак. Вот почему для Знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века – вернее, через тысячелетия. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, может быть, он окажется самым распространенным и древнейшим среди символов человеческих[5, C. 125-126].

Освящение Знамени Мира проходило в бельгийском городе Брюгге в 1931 году, в соборе Святой Крови, названного по хранящейся там реликвии Святой Крови Христовой. В одном из писем Николая Константиновича читаем: «Освящение знамени нашего не случайно должно было произойти в соборе Святой Крови, во имя всей Мученической Крови, пролитой за Прекрасную Истину. Где объединяется столько высоких символов, там возникает истинная твердыня» [5, C. 36]. Во многих православных, католических и других храмах мира прошла торжественная служба, посвященная Знамени Мира и Пакту Рериха. Это свидетельствовало о том, как высоко были восприняты
благородные идеи Пакта и его священного Символа – Знамени Мира.

 

В письмах и статьях Николая Константиновича от 1932 – 1935 годов часто проводится аналогия между движением под Знаменем Мира во спасение культуры и Красным Крестом: «Если Красный Крест печется о телесно раненых и больных, то наш Пакт ограждает ценности гения человеческого, охраняя духовное здоровье» [4, C. 187].

Смысл этого символа очень глубок и лишь со временем будет осознаваться человечеством. Он воплощает идею всемирного единения и соборности, идею приоритета духовных ценностей в масштабах мироздания. В Живой Этике говорится: «Великое Знамя Мира несет свои заряды Света и огненно насыщает токи вокруг Земли». Этот древний символ триединства встречается в различных культурах мира.

Обратимся к самому договору. Всего в договоре 8 статей. Познакомимся с содержание некоторых из них:

Статья I

Исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения будут считаться нейтральными и как таковые будут под покровительством и уважаемы воюющими.

Равным уважением и покровительством будет пользоваться персонал вышеназванных учреждений.

Равное уважение и покровительство будет оказано историческим памятникам, музеям, научным, художественным, образовательным и культурным учреждениям как во время войны, так и во время мира.

Статья II

Нейтральность, покровительство и уважение в отношении памятников и учреждений, названных в предыдущей Статье, распространяются на все территории и будут подчинены верховной власти Государств, принявших или подписавших договор, без всякого различия государственной принадлежности указанных памятников и учреждений. Соответственное Правительство даёт согласие принимать меры внутреннего законодательства, необходимые для обеспечения упомянутого покровительства и уважения.

 

В годы второй мировой войны идея Пакта была забыта, но за это небрежение Европа поплатилась грудами развалин памятников мировой культуры. Именно те страны, которые участвовали во второй мировой войне, по тем или иным причинам не присоединились к Пакту, и правительства их остались свободными от обязательств охранять великие культурные сокровища прошлого.

Более 80 лет назад Николай Рерих говорил: «Памятники древности во всем их очаровании будут лучшими устоями государства. Ведь без преувеличения, сокровища культуры являются оплотом народа, все строительство, все просвещение, все духовное вдохновение, вся радость спасения народного на основах культурных ценностей» [6, C. 113 – 114].                      

 Осознание красоты спасет мир. Почему, все-таки, культура и красота спасут мир? Да потому, что они – необходимое и достаточное условие его устойчивости. Не осознав Прекрасное, не уберечь Красоту, которая и подвигает человека к творчеству, умножая духовную сокровищницу Культуры. Ренессанс любой национальной культуры всегда связан с осознанием народом этих ценностей. Критерием духовного здоровья нации во все века было отношение к культуре. Всем творчеством, всей своей жизненной активностью Рерих доказывал это.

Из всех написанных Н.К. Рерихом полотен, на которых изображен знак Знамени Мира, особо выделяется картина «Мадонна Орифламма» (1932 г.), посвященная Пакту. Идеальная композиция и строгий колорит картины не могут не вызывать восхищения. Очерчено несколько сфер, в которых центральным элементом является знак триединства. Величественно-спокойный лик Мадонны склонен над развернутым в ее руках Знаменем Мира. Утонченность лика подчеркивается золотым пламенем нимба. Лилово-пурпуровые одежды мягкими складками ложатся на полукруглое подножие трона. Через проемы башни открываются дали с  постройками, принадлежащими разным культурам [8].

 

Николай Константинович прекрасно понимал, что никакие декларации не могут остановить человечество, если оно захочет разрушений. Рерих обращал взор к будущим поколениям, к молодежи: «Мы уйдем, но вы останетесь в жизненной борьбе и превозможете многие препоны. Для вас, молодых, культурные сокровища будут истинными ценностями. Вы поймете, что эти сокровища составляют всенародное достояние. Так же, как и Родина, культура должна быть охранена, оборонена» [6, C. 169]. Эти слова были написаны в декабре 1941 года.

Пакт Рериха сыграл важную роль в дальнейшем формировании международно-правовых норм и общественной деятельности в области охраны культурного наследия. В послевоенные годы в 1954 году на его основе была подписана Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, в 1970 году в Париже ЮНЕСКО принята конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности», конвенция о сохранении культурного и природного наследия» (1972 г.), конвенция об охране нематериального культурного наследия (2003 г.) и конвенция о защите и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (2005 г.). Эти акты обладают исключительным авторитетом и призваны оказывать влияние на развитие национальных законодательств, а также на деятельность стран по сохранению культурного наследия.

Со времени подписания Пакта Знамя Мира развевалось над культурными учреждениями многих стран, его брали с собой члены международных экспедиций, которые поднимались на высочайшие вершины планеты. Знамя побывало на Северном и Южном полюсах, вручалось государственным деятелям разных стран. На рубеже столетий начал работать международный проект «Знамя Мира в Космосе», активно поддержанный Российской Федерацией Космонавтики, ООН, ЮНЕСКО, НАСА, многими  научными и общественными организациями.

На 38-й Генеральной конференции ЮНЕСКО министр иностранный дел Российской Федерации Сергей Лавров отметил: «Когда варварски уничтожаются бесценные памятники мировых цивилизаций – будь то в Сирии, Ираке, Афганистане или Косово – особенно необходимы коллективные усилия по сохранению общечеловеческой культуры. Для этого есть правовая основа – Конвенция ООН по защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года. Напомню, что при её подготовке были использованы идеи нашего соотечественника Николая Константиновича Рериха, заложенные в разработанный 80 лет назад первый многосторонний акт в этой области».

Николай Константинович мечтал о том времени, когда во всех образовательных учреждениях планеты будет прививаться «новая традиция возвышенной и утонченной культуры», что вместе с арифметикой и компьютерной грамотой школьников будут знакомить с «каталогом ценностей человеческого гения» [6, C. 186].

Красота одухотворенная способна дать импульс  нашему внутреннему росту, а значит импульс эволюционный. Мысль о благе, обладающая сильнейшей творческой энергией, непременно претворится в действие. Как слова напутствия, можно напомнить глубокое убеждение Николая Рериха в том, что все движимо творческой любовью, чудом красоты и премудростью знания. Защита и возвышение культуры есть всенародная обязанность. Необходимость возвращения международного сообщества к идеям Пакта Рериха и Знамени Мира становится все более очевидной. «Проблемы жизни, нарастающие с каждым днем, повелительно устремляют людей к высшим решениям. Надо следовать именно путями культуры, путями духовного совершенствования. Пусть будет так в разных странах, во всех углах мира, где бьется сердце человеческое» [9]. Закончим словами Николая Константиновича: «Истинно, будет и должен быть памятным сегодняшний день 15 апреля. Выявился еще один маяк, который будет сближать друзей. Пакт не должен остаться на полке законохранилищ. Каждый памятный день Пакта должен быть жизненным поводом для поднятия и укрепления Знамени Охранителя. Пусть Знамя развевается и над очагами Света, над святилищами и твердынями прекрасного. Знамя поднято. Светлым огнем сердца процветет Знамя Культуры» [10].

 

Библиографический список

 

1. Де Ваттель, Эмер. Право народов [Текст] / Эмер де Ваттель. - М., - 1960. -  С. 523.

2. Богуславский, М.М. Международная охрана культурных ценностей [Текст] / М.М. Богуславский. - М.: Международные отношения, – 1972. – C. 84 - 85.

3. Спирина Н.Д. Пакт Рериха. Знамя Мира [Текст] / Н.Д. Спирина. – Новосибирск: Россазия, - 2013. – С. 4.

4. Рерих, Н. К. Статьи [Текст] / Н. К. Рерих. - Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс»,   1999. –  512 c.

5. Мир через Культуру. Сборник  очерков Н.К. Рериха [Текст] / Сост. Предисл. И прим. И.Ю. Дьяченко. - М.: МЦР, 2015. – 36 с.

       6. Знамя Мира. Статьи, очерки, письма [Текст] / Под ред. О. Н. Звонарева.     М.: МЦР, 1995. – 383 с.

7. Рерих Н. К. Письмо. 1.12.1945 // Н. К. Рерих. Письма в Америку. М. 1998. С. 601.

8. Великие художники [Текст]: в 50 т. / Под ред. А. Барагамяна. М.: изд-во «Директ – Медиа», 2009.  Т. 29: Николай Рерих. – 2010.  С. 23.

 9. Рерих, Н. К. О Вечном [Текст] / Н. К. Рерих. – М.: Политиздат, - 1991. С. 114.

            10. Рерих, Н. К. Листы дневника т.1, статья «Знамя».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: roerichmanagement (16.04.2017)
Просмотров: 330 | Теги: Знамя Мира., пакт мира, культурная преемственность, охрана культуры, духовное здоровье нации, культурные ценности, Знамя Мира | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar